Семинар-практикум «Высшее образование и синергетика»
В 2023-2024 учебном году работа семинара «Высшее образование и синергетика» продолжает сформировавшуюся ранее направленность и нацелена на поиск философских, методологических и методических резервов для управления явлениями позитивной самоорганизации в образовательных процессах. Участие в работе семинара крупных ученых – теоретиков и практиков открыло возможность совмещать научный поиск решения серьезных теоретических проблем современного образования с глубокими практическими разработками. Усиливается еще одна тенденция: многие участники семинара присоединяются к заседаниям вместе с группами своих студентов, магистрантов и аспирантов. В Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины преподаватели приглашают своих студентов на факультете психологии и педагогики (декан Владислав Александрович Бейзеров) и на факультете математики и информационных технологий (декан Сергей Петрович Жогаль), в Набережночелнинском государственном педагогическом университете регулярно участвует в семинаре с группами студентов заведующий кафедрой Эльмира Хатимовна Галямова, в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск) приобщает к семинару магистрантов и аспирантов доцент Татьяна Николаевна Ищенко и др. Запись лекции на тему «Методология и методы решения проблемы школьной и вузовской неуспешности», прочитанная в рамках проекта «Золотая лекция» для педагогических вузов стран СНГ, рекомендована для ознакомления студентам, изучающим курс
«Педагогическая психология». Вместе с сотрудниками кафедры педагогики факультета социально- педагогических технологий Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка на этой лекции присутствовала группа из 84 студентов.
Тематика заседаний семинара в 2023-2024 учебном году
№ |
Дата |
Тематика заседаний и докладчики |
1 |
14.09.2023 |
Методология и методы решения проблемы школьной и вузовской неуспешности. Лекция для педвузов стран СНГВладимира Григорьевича Ермакова– доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» |
2 |
15.11.2023 |
О процессе постановки исследовательских задач для школьников и студентов. ДокладАлександра Васильевича Ястребова– доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, профессора, профессора кафедры математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского |
3 |
28.12.2023 |
Школьное математическое образование в России: традиции и современность. ДокладВладимира Алексеевича Смирнова– доктора физико- математических наук, профессора, заведующего кафедрой элементарной математики и теории чисел Московского педагогического государственного университета. |
4 |
22.02.2024 |
Заседание семинара состоится на площадке Республиканской научно- методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: традиционные ценности и инновационные технологии в образовании как фактор прогрессивного развития общества» (Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины). Пленарный докладВладимира Григорьевича Ермакова– доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии УО |
«Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» на тему «Авторская концепция педагогической теории устойчивости». Пленарный докладИрины Евгеньевны Маловой –доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского на тему«Общие и частные методики подготовки учителя математики». |
||
5 |
Март 2024 |
Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин – преемственность идей и концепций. ДокладНиколая Николаевича Нечаева– доктора психологических наук, академика РАО, профессора, профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. |
6 |
Апрель 2024 |
О проекте «Владикавказский педагогический математический марафон». ДокладВеры Сергеевны Абатуровой –кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ЮМИ ВНЦ РАН, руководителя отдела развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН, г. Владикавказ. |
7 |
Май 2024 г. |
Заседание семинара будет проходить на площадке IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления», проводимой в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. |
8 |
Июнь 2024 |
«Высшее образование и синергетика». Круглый стол по итогам заседаний семинара в 2023-2024 учебном году. Руководитель В.Г. Ермаков |
В 2022-2023 учебном году общая направленность работы семинара «Высшее образование и синергетика» остается неизменной и заключается в поиске философских, методологических и методических резервов для управления явлениями самоорганизации в образовательных процессах. Благодаря участию в работе семинара ряда крупных ученых – теоретиков и практиков имеется возможность совместить продолжение коллективного научного анализа злободневных проблем современного образования и доведение разработок до детализации, позволяющей использовать их для перманентного повышения квалификации молодых преподавателей. Вопросы, обсуждаемые на заседаниях семинара, могут быть полезны и для студентов педагогических специальностей.
Тематика заседаний семинара в 2022-2023 учебном году
№ |
Дата |
Тематика заседаний и докладчики |
1 |
05.10.2022 |
Нужны ли идеи и модели синергетики для теории и практики высшего образования? Доклад Владимира Григорьевича Ермакова – доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» |
2 |
30.11.2022 |
«Двойственность» деятельности как принцип интеграции взглядов Л.С. Выготского и П.Я. Гальперина и основа развития теории ПФУД. Доклад Николая Николаевича Нечаева – доктора психологических наук, академика РАО, профессора, профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. |
3 |
28.12.2022 |
|
4 |
25.01.2023 |
Интегрированная научно-образовательная среда как условие развития профессиональной мотивации учителя математики Доклад Веры Сергеевны Абатуровой – кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ЮМИ ВНЦ РАН, руководителя отдела развития математического образования СКЦМИ ВНЦ РАН, г. Владикавказ. |
5 |
Февраль 2023 |
Методология и методы решения проблемы школьной и вузовской неуспешности. Доклад Владимира Григорьевича Ермакова – доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» |
6 |
Март 2023 |
Транзитивность ценностно-смысловой сферы личности в критической ситуации. Доклад Натальи Геннадиевны Новак – кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», докторанта Белорусского государственного университета |
7 |
Апрель 2023 |
Принципы проектирования и реализация электронного курса. Доклад Марины Викторовны Фалиеевой – кандидата педагогических наук, доцента, доцента кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Казанского федерального университета (Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского / отделение педагогического образования) |
8 |
Май 2023 г. |
Заседание семинара будет происходить на площадке VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления», проводимой в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. |
9 |
Июнь 2023 |
«Высшее образование и синергетика». Круглый стол по итогам заседаний семинара в 2022-2023 учебном году. Руководитель В.Г. Ермаков |
В 2021-2022 учебном году тематика заседаний международного семинара «Высшее образование и синергетика» в значительной мере определяется заинтересованностью участников в ознакомлении с достижениями в смежных областях психолого-педагогического знания и запросами начинающих педагогов на обсуждение проблем, с которыми они сталкиваются в своей работе. При этом в работе семинара остается неизменной общая направленность на поиск резервов для управления явлениями самоорганизации в образовательных процессах.
Тематика заседаний семинара в 2021-2022 учебном году
№ |
Дата |
Тематика заседаний и докладчики |
1 |
25.08.2021 |
Проектное моделирование как творческая деятельность. Доклад Николая Николаевича Нечаева – доктора психологических наук, академика РАО, профессора, профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогического университета. |
2 |
20.10.2021 |
Многоаспектность образовательных процессов как методологическая проблема педагогики, психологии и философии. Доклад Владимира Григорьевича Ермакова – доктора педагогических наук, доцента кафедры социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. |
3 |
01.12.2021 |
Доклад Владимира Григорьевича Ермакова – доктора педагогических наук, доцента, доцента кафедры социальной и педагогической психологии Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Доклад Эльмиры Хатимовны Галямовой – кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой математики, физики и методик их обучения Набережночелнинского государственного педагогического университета. |
4 |
19.01.2022 |
Доклад Валентины Сергеевны Кацубы – кандидата физико- математических наук, доцента, профессора кафедры математики, информационных систем и программного обеспечения Мурманского государственного технического университета. Доклад Надежды Викторовны Филимоненковой – кандидата физико- математических наук, доцента кафедры Высшая математика Санкт- Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого |
5 |
16.02.2022 |
Способы включения студентов в диалог. Доклад Ирины Евгеньевны Маловой – доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. |
6 |
16-17.03.2022 |
Тема «Философско-методологические и психолого-педагогические основы совершенствования современной системы общего среднего и высшего образования» – заседание семинара будет происходить на площадке Республиканской научно-методической конференции «Актуальные вопросы научно-методической и учебно- организационной работы», проводимой в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины. |
7 |
Апрель 2022 г. |
Круглый стол на тему «Методологические и методические проблемы совершенствования современного высшего образования». Модератор дискуссии В.Г. Ермаков. |
8 |
Май 2022 г. |
Тема «Проблемы и методы развития мышления обучающихся и формирования у них глобальных компетенций: критического мышления, креативности, способности к коммуникации, способности к работе в кооперации». Заседание семинара будет происходить на площадке VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления», проводимой в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. |
9 |
29.06.2022 |
Обсуждение первой части статьи Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова «Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным» (Вопр. философии. 1992. № 12. С. 3-20). Доклад Ирины Евгеньевны Маловой – доктора педагогических наук, профессора, профессора кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. |
В 2020-2021 учебном году семинар «Высшее образование и синергетика» приобрел статус международного семинара. В его работе принимают участие представители 15 университетов из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Благодаря сформировавшемуся международному научному сообществу, состоящему из профессиональных философов, психологов, педагогов и методистов, цели и задачи семинара расширились. Наряду с исходной задачей содействовать развитию методической культуры молодых преподавателей в работе семинара важное место занимает налаживание междисциплинарного взаимодействия ученых и обсуждение на этой основе широкого спектра методологических и методических проблем современного образования.
Тематика заседаний семинара в 2020-2021 учебном году
№ |
Дата |
Тематика заседаний и докладчики |
1 |
28.10.2020 |
Проблема устойчивости образовательного процесса в высшей школе. Доклад В.Г. Ермакова. |
2 |
20.11.2020 |
Заседание семинара было проведено совместно с семинаром «Развитие субъекта познания: философский, психолого-дидактический аспекты» (Красноярск). Доклад В.Г. Ермакова: О методологической основе теории развивающего обучения В.В. Давыдова и актуальных направлениях её модернизации. |
3 |
23.12.2020 |
Тема заседания: «Проблемы формирования понятий». Докладчики:
«Выводное знание как источник развития мыслящей способности». |
4 |
20.01.2021 |
Тема заседания: «Проблемы формирования понятий» (продолжение). Докладчики:
Доклад: «Проблемы формирования математических понятий». «Учебное моделирование как средство формирования математических понятий у младших школьников». Сообщение: «Пример целенаправленной модернизации форм и методов контроля для разрешения кризисной образовательной ситуации, возникшей в процессе преподавания курса Уравнения математической физики». |
5 |
24.02.2021 |
Методы и примеры проведения активных корректирующих мероприятий при обучении математике на разных ступенях образования. Доклад В.Г. Ермакова |
6 |
31.03.2021 |
Чем отличается высшая школа от высшего образования? Доклад Николая Николаевича Нечаева – доктора психологических наук, действительного члена Российской академии образования, профессора, профессора Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогический университета. После доклада состоялся трехчасовой круглый стол по тематике, затронутой в докладе. |
– |
Апрель 2021 |
Заседание не состоялось по техническим причинам |
7 |
21.05.2021 |
Совместное заседание семинара «Высшая образование и синергетика» и VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях» (г. Красноярск). На совместном заседании с пленарными докладами выступили следующие участники семинара «Высшее образование и синергетика»: В.Г. Ермаков (ГГУ имени Ф.Скорины), Т.Н. Ищенко (Сибирский гос. университет науки и технологий имени акад. М.Ф. Решетнева, г. Красноярск), Н.Н. Нечаев (Международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно- историческая психология детства» Московского государственного психолого-педагогический университета, г. Москва), Т.Э. Уметов (г. Бишкек, Кыргызская Республика). В работе совместного семинара принимали участие 10 докторов наук по философии, педагогике, психологии из 4-х стран, среди которых 3 академика. По материалам пленарных докладов подготовлена и опубликована коллективная монография: Методологические проблемы развития мышления субъектов образовательного процесса: монография / под общ. ред. Т.Н. Ищенко; СибГУ им. М.Ф. Решетнёва. – Красноярск, 2021. – 232 с. |
В 2019-2020 учебном году в качестве основной, системообразующей проблемы на заседаниях семинара «Высшая школа и синергетика» рассматривается актуальная задача укрепления межпредметного взаимодействия при подготовке учителя-предметника в условиях нарастания кризисных явлений в мировой системе образования. Решение данной задачи осуществляется, с одной стороны, посредством анализа многообразных причин общего снижения устойчивости образовательного процесса, с другой стороны, исследованием методологических и методических резервов повышения эффективности управления образовательными процессами на базе идей самоорганизации. При такой широкой постановке вопросов участие в семинаре может быть полезным и для представителей непедагогических специальностей.
Тематический план заседаний семинара в 2019 – 2020 учебном году
1 |
Сентябрь 2019 г. |
Проблема укрепления межпредметного взаимодействия при подготовке учителя-предметника и пути ее решения. Доклад В.Г. Ермакова. |
2 |
Октябрь 2019 г. |
История возникновения и развития науки и научного аппарата. Их влияние на систему образования в прошлом и настоящем. Доклады В.Г. Ермакова и содокладчиков. |
3 |
Ноябрь 2019 г. |
Круглый стол на тему «Топология информационного пространства культуры и ее учет в содержании и структуре учебного материала в высшей школе». Руководитель В.Г. Ермаков |
4 |
Декабрь 2019 г. |
Педагогическая теория устойчивости. Доклад В.Г. Ермакова |
5 |
Январь 2020 г. |
Круглый стол на тему «Социально-культурные, психолого- педагогические и методические аспекты построения развивающего образования в высшей школе». Руководитель В.Г. Ермаков |
6 |
Февраль 2020 г. |
Формирующие и развивающие функции текущего контроля в высшей школе. Доклады В.Г. Ермакова и содокладчиков |
7 |
Март 2020 г. |
Круглый стол на тему «Методологические, социально-культурные и методические аспекты обеспечения устойчивости образовательных процессов». Руководитель В.Г. Ермаков |
8 |
Апрель 2020 г. |
Концепция активных корректирующих мероприятий в системе образования и ее использование для укрепления межпредметного взаимодействия при подготовке учителя-предметника. Доклад В.Г. Ермакова. |
9 |
Май 2020 г. |
«Высшее образование и синергетика». Круглый стол по итогам заседаний семинара. Руководитель В.Г. Ермаков |
Семинар для преподавателей, магистрантов и аспирантов под научным руководством профессора В.Г. Ермакова начал свою работу в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины в 2018 – 2019 учебном году. Основная цель семинара состоит в изучении явлений самоорганизации в образовательных процессах и возможности их использования при осуществлении высшего профессионального образования. Подразумевается такая организация учебной деятельности студентов, которая обеспечит им заданные личностные изменения, в том числе, повышение их самодеятельности, рефлексивной культуры, формирование профессионального внимания и памяти. Достижение этих рубежей личностного развития студентов станет общей основой для системного и коллективного противодействия нарастанию кризисных явлений, которое происходит на всех ступенях мировой системы образования, включая и высшую.
К участию в работе семинара-практикума приглашены преподаватели-стажеры и представители всех факультетов, заинтересованные в разработке и применении новых методов повышения эффективности и качества высшего образования.
Основной формой работы являются выступления участников семинара с рефератами работ, предлагаемых руководителями семинара к изучению, и последующее коллективное обсуждение докладов. Благодаря этому участники семинара познакомятся с ключевыми работами по проблемам образования и обретут опыт их анализа и применения в новых условиях.
План работы семинара в 2018 – 2019 учебном году
№ |
Дата |
Тема |
1 |
Октябрь 2018 г. |
О необходимости и способах организации системного (коллективного) противодействия нарастанию кризисных явлений в области образования. Докладчик В.Г. Ермаков. |
2 |
Ноябрь 2018 г. |
Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина и его применение на начальной, средней и высшей ступенях образования. Руководитель В.Г. Ермаков |
3 |
Декабрь 2018 г. |
Методические аспекты организации системы контроля в новых технологиях образования. Руководитель В.Г. Ермаков |
4 |
Январь 2019 г. |
Проблемы и способы операционализации дидактической системы Л.В. Занкова, методика применения этой системы на высшей ступени образования. Докладчик В.Г. Ермаков. |
5 |
Февраль 2019 г. |
Обсуждение статьи Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова «Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным» (Вопр. философии. 1992. № 12. С. 3-20). Руководитель В.Г. Ермаков |
6 |
Март 2019 г. |
Методологические, социально-культурные и методические аспекты обеспечения устойчивости образовательных процессов. Руководитель В.Г. Ермаков |
7 |
Апрель 2019 г. |
Методологическая и методическая основа функциональной и экономической эффективности образования. Докладчик В.Г. Ермаков. |
8 |
Май 2019 г. |
«Высшее образование и синергетика». Круглый стол по итогам заседаний семинара в 2018-2019 учебном году. Руководитель В.Г. Ермаков |
Цикл семинаров по подготовке и каталогизации научных работ
№ |
Дата |
Тема |
1 |
25 марта 2016 г. |
Как работать с MendeleyАвтор: Elsevier CIS Mendeley - это уникальное решение объединяющее в себе reference manager (средство сбора и каталогизации научных статей для последующей подготовки пристатейных списков), а также профессиональная научная социальная сеть На семинаре рассказывается как использовать Mendeley для повышения эффективности работы с научной литературой
|
2 |
18 марта |
ScienceDirect: не просто библиотекаАвтор: Elsevier CIS ScienceDirect это портал для поиска научных публикаций, а также возможность персонализации каждого пользователя (создания персональной папки, списка интересующих журналов, сохранения истории поиска, заказа автоматических уведомлений по электронной почте о появлении новой статьи в интересующем вас журнале, новой статьи по теме вашего поиска и т.д.). Инструменты ScienceDirect автоматически предлагают связанные источники, что приводит к сокращению времени поиска и обеспечивает непрерывность изучения материалов в оптимальном контексте.
|
3 |
29 мая |
«Scopus» — библиографическая и реферативная база данныхПрезентация в формате PDF "Три способа подбора журналов в Scopus". Автор Галина П. Якшонок, консультант по аналитическим решениям Elsevier CIS |
3 |
1 октября |
Возможности ресурсов WEB OF SCIENCE GROUP для эффективной научной деятельностиАвтор: Clarivate Analytics Спикер семинара Тихонкова Ирина Александровна, кандидат биологических наук, специалист по обучению компании Clarivate Analytics |