О философии на английском

Submitted by Dmitry_Gorbachev on пан, 21/05/2018 - 09:39

В течение двух семестров магистранты факультета математики и технологий программирования Цянь Лунвэй, Ли Вэньцзу, Шэнь Шаоцзюнь и Чэнь Сюнхоу осваивали содержание лекционного и практического курсов по философии и методологии науки на английском языке. На экзаменах они показали высокий уровень подготовки и получили отличные оценки. В состав комиссии входили доктор философских наук, профессор В.Н. Калмыков, кандидат философских наук, доцент В.К. Степанюк, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Д.В. Малахов.

Перед кафедрой философии с самого начала стояла непростая задача. Фактически ребята попадали в ситуацию “двойного” интеллектуального барьера: с одной стороны, английский язык, не являющийся для них родным, с другой – сложная понятийная база западной философской традиции, с которой они до сего времени не соприкасались.

С учетом этого кафедрой была выработана специальная методика преподавания. Смысловые блоки и системы философских понятий, даваемые на лекциях на английском языке, прорабатывались на семинарских занятиях с привлечением научного и философского тезауруса на китайском языке. Магистранты получали задание ознакомиться со смыслом предлагаемых им концептов и значением терминов в соответствии с информацией, содержащейся в китайских научных источниках. Для этого использовались ресурсы интернета. Во время лекций преподавателем давалось время на поиск китайских соответствий философским понятиям и научным терминам, записываемым по-английски. На семинарских занятиях смысл сказанного на лекциях уточнялся и прорабатывался, ребятам разрешалось пользоваться китайским языком для обсуждения между собой философско-научной проблематики с последующим переводом высказываемых мнений и положений на английский язык.

При изучении раздела философии и методологии естественных наук магистрантам предлагались для просмотра и обсуждения документальные фильмы по истории науки производства кинокомпании ВВС. Преподавателем был выбран приём сопряжения двух языков: звуковой ряд шёл на английском языке, в то время как субтитры – на китайском. Особое внимание уделялось личностям великих учёных. Ребята узнали много нового об Альберте Эйнштейне, специальной и общей теориях относительности, о Нильсе Боре, Вернере Гейзенберге и развитии квантовой механики, о современных космологических теориях “Суперструн” и “Большого взрыва”.

Методика преподавания, рассчитанная на формирование у магистрантов понимания философских и научных проблем, позволила снять “двойной” интеллектуальный барьер, а такие личные качества Цяня, Ли, Шэня и Чэня, как ответственность и исполнительность, обусловили высокую результативность работы.

Подобный опыт преподавания будет с успехом продолжен кафедрой философии в дальнейшем.

Данила МАЛАХОВ, 
доцент кафедры философии

Фотасправаздача