Читать спортсмена как открытую книгу. О деятельности уникальной лаборатории, где готовят чемпионов (belta.by)

Submitted by Dmitry_Gorbachev on сер, 03/12/2025 - 09:27

С 4 по 24 декабря в Минске пройдет марафон спортивной науки. В программе конференции, семинары для ученых и спортсменов, круглые столы, выставки, дискуссии. Обсуждать проблемы, достижения, планы, обмениваться мнениями в рамках марафона будут специалисты из более чем 10 стран. Тем для обсуждения предостаточно. Спортивная наука включает в себя методики и технологии различных научных школ.

В Беларуси спортивная наука развивается давно и эффективно. Например, на базе Гомельского государственного университета им. Франциска Скорины уже 23 года работает научно-исследовательская лаборатория олимпийских видов спорта. Некоторыми тонкостями ее работы с корреспондентом БЕЛТА поделился руководитель лаборатории доктор педагогических наук, профессор Геннадий Нарскин.


"Работа со спортсменами приносила мне колоссальное удовольствие"

Спорт Геннадий Нарскин знает досконально. И не только потому, что читает спортсменов как открытую книгу, а так как знакомился с ним не в теории, а на практике. Советское детство проходило в бесконечном движении - хоккей, футбол, уличные игры, разнообразные физкультурные секции и кружки. "Помнится, за одну осень я стал чемпионом района, города и области по кроссу. Заложенный двигательный багаж реализовался конкретно. Тогда же и зародилась мысль поступать на факультет физической культуры. Собственно, другие варианты и не рассматривались. Спорт всегда мне нравился, а лучшая работа - это любимое хобби", - делится Геннадий Нарскин.

В 1969 году он стал студентом Гомельского государственного университета. Интересно, что на одном курсе с Геннадием учился Владимир Шантарович. Тогда, конечно, они вряд ли предполагали, что один станет известным ученым, а второй - выдающимся тренером по гребле на байдарках и каноэ. Однако еще до этого, в 1971 году, Геннадий Нарскин выиграл Всесоюзные соревнования среди студентов в беге на 1500 м с препятствиями. Через два года, по окончании университета, служил в рядах вооруженных сил СССР, после чего вернулся на родной факультет физической культуры - работать на кафедре легкой атлетики и лыжного спорта. Таким образом, с 1974 года начался его профессиональный путь в альма-матер.

В течение долгого времени он успешно совмещал педагогическую, учебно-методическую и организационно-воспитательную работу в вузе с тренерской деятельностью. "25 лет я работал тренером по легкой атлетике. Набирал в группу физически крепких ребят-первокурсников, предпочтительно из сельской местности. К третьему курсу они уже были победителями и призерами республиканских соревнований, некоторые даже становились членами сборной республики. Работа со спортсменами приносила мне колоссальное удовольствие. По плану должен был проводить три тренировки в неделю, я проводил шесть. И очень горжусь, что среди моих многочисленных наград есть медаль, на которой написано "Тренер чемпиона СССР". Мой лучший ученик Сергей Блоцкий - обладатель Кубка СССР, победитель чемпионата СССР в Москве в эстафете 4х800 м. Сегодня Сергей Михайлович Блоцкий - декан факультета физической культуры Мозырского государственного педагогического университета имени И.П.Шамякина", - рассказывает Геннадий Нарскин.


Геннадий Нарскин,
руководитель лаборатории олимпийских видов спорта Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, доктор педагогических наук, профессор

 

В 1980-е годы Геннадий Иванович приобрел ценный опыт работы в комплексной научной группе сборной команды СССР по легкой атлетике. На основании собранного фактического материала он подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию, в которой представил результаты изучения подготовки бегунов на средние дистанции.

В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС. Гомель и районы области почувствовали на себе все ее последствия, что поставило перед учеными уйму задач. Одной из них было выведение из организма радионуклидов. Ученые решили проверить, как на эти процессы влияет физическая нагрузка. Возглавить новый проект поручили Геннадию Нарскину. Специально для этого в Гомельском государственном университете была создана кафедра оздоровительной и лечебной физической культуры.

"После аварии из расписания школьников убрали один урок физкультуры, вместо трех стало два. Логика была такая: надо двигаться меньше, потому что во время движения учащается дыхание и человек впитывает больше радионуклидов. Мы же пошли на эксперимент - в одной из гомельских школ сделали пять уроков физкультуры в неделю. Акцент был на выносливость - бег, лыжи, плавание - циклическая работа, которая заставляет активно работать все системы организма. Конечно, было определенное непонимание и опасения со стороны родителей. Но это прошло, когда они поняли, что дети стали меньше болеть. А когда летом мы отправили этот класс на оздоровление в Юрмалу, латышские врачи были в шоке от того, какие хорошие анализы у детей из чернобыльской зоны", - рассказывает Геннадий Иванович.

Вечный поиск

С 2000 по 2017 год Геннадий Нарскин был деканом факультета физической культуры. Параллельно он продолжал активно заниматься научной деятельностью.

В 2002 году Владимир Шантарович, который постоянно находится в поиске новых методик, попросил у ученых помощи, чтобы на максимум задействовать возможности спортсменов для улучшения результатов. Начинали с инструкций, методик, рекомендаций. А в 2004 году на Олимпийских играх в Афинах гребцы Роман Петрушенко и Вадим Махнев стали бронзовыми призерами, в чем есть и заслуга ученых. Спортивный мир тесен, и вскоре по сарафанному радио стало известно, что результат гребцов Шантаровича вырос в том числе, благодаря работе с учеными Нарскина.

За весь период работы научно-исследовательской лаборатории в ней прошли обследование 11 национальных команд. Ученые плотно работали с биатлоном, дзюдо, греблей академической, борьбой, футболом, хоккеем, плаванием и другими видами спорта, которые не раз отмечались медалями на важнейших стартах.

"Не отдаем тренерам сухие результаты исследований, объясняем каждую цифру"

"Высокий результат спортсмену обеспечивает разносторонняя подготовка: физическая, функциональная, техническая, психологическая. На первом месте - физическая и функциональная, без них ломается и техника, и тактика - и о результате можно даже не мечтать. Работоспособность спортсмена обеспечивают четыре основные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и нервная. Мы работаем с каждой системой, у нас есть свои методики, которые в цифрах показывают состояние организма", - рассказывает Геннадий Нарскин.

На примере годичного цикла подготовки футболистов он объясняет, как должно быть выстроено сотрудничество спортсменов и ученых. "У футболистов короткий подготовительный период - 2-2,5 месяца - и долгий соревновательный период - около девяти месяцев. После всего месяц отпуска. В идеале футболистам стоит приезжать к нам четыре раза в год. Первый - сразу после отпуска, чтобы увидеть, в каком состоянии спортсмены начинают подготовку. Второй - по окончании подготовительного периода, чтобы увидеть изменения в организме. Третий - в середине соревновательного периода, дабы при необходимости внести коррективы в тренировочный процесс. И четвертый - в конце сезона, чтобы увидеть, как организм справился с нагрузкой. Таким образом, можно получить наглядную картину состояния каждого спортсмена в динамике", - объясняет эксперт.

Аксакал тренерского футбольного цеха Анатолий Юревич, который плотно работал с лабораторией Геннадия Нарскина, утверждал, что спортсмена надо не тренировать, а развивать. Именно развитием спортсмена и занимается научно-исследовательская лаборатория. И главная роль в этом процессе отводится тренеру. "Когда спортсмен тренируется, все системы его организма развиваются. Поэтому важно видеть, в каком состоянии они находятся, понимать, на что нужно сделать особенный упор. Тренер отвечает за интенсивность тренировочной нагрузки, объемы работы. Поэтому он обязан знать, в каком состоянии его спортсмены. Мы не отдаем тренерам сухие результаты наших исследований, мы объясняем каждую цифру. Да, мы смотрим вглубь организма спортсмена, видим то, чего тренер просто не может видеть. Но мы лишь "подносчики снарядов", которые могут посоветовать, подсказать, а последнее слово всегда остается за тренером", - объясняет Геннадий Иванович.

 

"С гребцами мы работаем следующим образом: даем спортсменам нагрузочный тест, постепенно повышая интенсивность работы и нагрузку. Владимир Владимирович (Шантарович. - Прим. БЕЛТА) наблюдает за каждым этапом исследования, следит за каждой цифрой. В гребле, чтобы победить, надо преодолеть себя, нужно в буквальном смысле издеваться над собой. Звучит жестоко, но благодаря такой жестокости у них есть результат", - подчеркивает Геннадий Нарскин.

Многие тренеры, и тот же Владимир Шантарович, считают, что чем выше нагрузка, тем лучше результат. "Я согласен с тем, что нагрузки воспитывают спортивный характер. Но идти к этим нагрузкам нужно постепенно, если, конечно, у тренера нет цели измотать спортсмена. Наши исследования помогают определить оптимальный нагрузочный режим. Шантарович тоже дает спортсменам запредельные нагрузки. Но он знает, в каком состоянии находятся его подопечные, и понимает, где есть предел. Если его перейти, травм не избежать. Мы однажды работали с дзюдоистами. Ребятам по 28-30 лет, и у всех имелись травмы. После обследования они у меня спросили только одно: "Где вы раньше были?" Если подходить комплексно, если тренироваться, учитывая особенности организма, многих травм можно избежать даже при запредельных нагрузках. И в первую очередь это должен понимать и осознавать тренер", - рассуждает Геннадий Нарскин.

"Показатели нужно повышать, расширяя возможности спортсмена"

Специалисты лаборатории держат в голове множество показателей о состоянии спортсмена. Ключевой их них - ПАНО, или порог анаэробного обмена. Это пограничное состояние организма при физической нагрузке, когда при движении перестает хватать кислорода и начинается образование лактата (соли молочной кислоты). Проще говоря, в такие момент организм "закисает".

"Когда я тренировал спортсменов, порог анаэробного обмена воспринимали как среднюю температуру по больнице. В переложении на пульсовые режимы считалось, что 120 ударов в минуту - это зона восстановления, до 160 ударов - аэробная, когда кислорода еще хватает, выше 180 - анаэробная, когда организм начинает "закисать". Чем дольше организм работает в аэробной зоне, тем лучше. Поэтому у каждого спортсмена нужно определять ПАНО - границу, после которой начинается "закисление". Точно определить эту границу нам помогает газоанализатор. Благодаря этому устройству мы выяснили, что у одного спортсмена ПАНО наступает на пульсе 145 ударов в минуту, у второго - на 160, у третьего - на 194. Ничего удивительного - каждый организм уникален. Так же мы анализируем показатели выделения углекислого газа, потребления кислорода и самое главное - лактатной стоимости работы. Все это создает картину состояния спортсмена, которую следует знать тренеру при составлении тренировочных планов. Более того, эти показатели нужно повышать, расширяя возможности спортсмена", - объясняет Геннадий Иванович.

 

Выделяют еще один показатель, который изучают в лаборатории, - жизненная емкость легких. "Перед началом нагрузочного теста спортсмен делает четыре глубоких вдоха и выдоха, таким образом показывая жизненную емкость легких. Во время выполнения нагрузочного теста следим, сколько воздуха он берет за один вдох. Если от жизненной емкости легких он берет 50% и выше, значит, с дыханием все в порядке. Если меньше, есть проблемы, нужно заниматься дыхательной системой. Лучший способ научиться дышать - плавание брассом, во время которого делается вдох и длинный выдох в воду", - объясняет специалист и приводит в пример гребные экипажи-четверки, которые должны работать как единое целое. Да, функциональная и техническая подготовка крайне важны, это основные критерии, по которым собирается экипаж, но и дыхание имеет значение. "У Оли Худенко (призер Олимпийских игр в гребле на байдарках и каноэ. - Прим. БЕЛТА) были проблемы с дыханием, которые мы с тренером исправляли. Как потом сказал тренер Геннадий Николаевич Галицкий, когда Оля попала в унисон с командой по дыханию - дело пошло на лад, что доказало третье место на Олимпийских играх в Лондоне", - рассказывает Геннадий Иванович.

Почему важно смотреть шире

Каждый спортсмен - загадка, которую специалисты лаборатории с интересом разгадывают. И иногда разгадка весьма непредсказуемая. "Наши коллеги по науке в одной статье написали, что борцу Тимофею Дейниченко пора бы заканчивать со спортом, так как он исчерпал свои психологические возможности. Парню 24 года, красавец, великолепно сложен - какое заканчивать! К тому же Тимофей учился на факультете, деканом которого был я. Дорога ему была одна - к нам в лабораторию. Протестировали Тимофея по шести методикам: сердце, сосуды, мышечная система - все в полном порядке. Стали проверять психологию. Когда он полностью выложился на велосипеде, дошел до той стадии, где пот застилает глаза, сбивается дыхание, выполнил еще один психологический тест. Результаты психологического теста были идентичны один к одному до физической нагрузки и на ее пределе. Значит, причина неудач не в психологии, а в чем-то другом… Как показал анализ работоспособности на газоанализаторе, на пульсе 160 ударов в минуту Тимофей чувствует себя великолепно, выше 160 - резко наступает "закисление" организма. Тренер отмечает, что схватка проходит на пульсе 180-190 ударов. То есть спортсмен тренируется и соревнуется в разных режимах. И после того, как они с тренером исправили этот момент, Тимофей стал призером чемпионата мира, чемпионата Европы. А не изучи мы его организм, закончил бы карьеру в самом расцвете", - рассказывает один из многих интересных случаев Геннадий Иванович.

Футбольный тренер Александр Седнев признавался, что "любимая гомельская лаборатория научила его строить тренировочный процесс". А важнейший этап в тренировочном процессе - восстановление организма. "Искусство тренера - грамотная организация восстановления. Если спортсмен попал в соотношение "восстановление - нагрузка", организм будет в норме. И будет развиваться дальше", - отмечает Геннадий Нарскин. Это доказал пример боксера-тяжеловеса Александра Устинова, который готовился к чемпионату мира под чутким наблюдением специалистов гомельской лаборатории.

"По плану для восстановления у Саши в среду и субботу была сауна. Но, по его словам, после сауны он очень плохо спал. А плохой сон спортсмена - лучший показатель того, что что-то не так. Все оказалось очень просто: в сауне сосуды расширяются, после он обливается холодной водой - сосуды спазмируются, кровь не поступает к мышцам. Следовательно, восстановление замедляется. Мы порекомендовали нагревать сауну не выше, чем до 80 градусов, а после нее не использовать холодовые процедуры. Через два месяца Саша с тренером приехал счастливый - все помогает", - рассказывает очередной интересный случай Геннадий Иванович.

Спорт как явление уникален еще и тем, что расширяет грани человеческих возможностей. Но есть ли предел этих самых возможностей? Удивительно, но даже у Геннадия Нарскина, который читает спортсменов как открытую книгу, нет однозначного ответа на этот вопрос: "Я полагаю, что этот предел есть. Но к нему еще никто не подошел. У моего Сережи Блоцкого после забега на полторы тысячи метров пульс был 228 ударов в минуту. А рекордный пульс научной бригадой в то время был зафиксирован у олимпийской чемпионки Татьяны Казанкиной, тоже после забега на полторы тысячи метров - 234 удара в минуту. Таким пульсовым режимам даже врачи удивлялись, потому что это нечто запредельное. Но ведь реально".

Валерия СТЕЦКО,
фото из личного архива Геннадия Нарскина,
БЕЛТА.-0-

https://belta.by/comments/view/chitat-sportsmena-kak-otkrytuju-knigu-o-dejatelnosti-unikalnoj-laboratorii-gde-gotovjat-chempionov-rasskazal-9885/