КУДА УХОДЯТ ВСЕ ДНИ? - премьера спектакля «Годы странствий» образцового театра юного зрителя «Ровесник»

Опубликовано ias - чт, 11/12/2025 - 14:30

КУДА УХОДЯТ ВСЕ ДНИ?

Таков авторский эпиграф к пьесе Алексея Арбузова «Годы странствий», написанной с 1948 по 1954 год. За более чем 70 лет актуальность этого произведения не только не утрачена, но и возросла в силу тех событий, которые происходят в мире и вблизи границ Республики Беларусь в настоящее время.

22 ноября зрительный зал Гомельского областного дворца творчества детей и молодежи был полон – здесь состоялся спектакль «Годы странствий» образцового театра юного зрителя «Ровесник», поставленный руководителем коллектива Еленой Владимировной Козловой. Спектакль посвящен 80-летию Великой Победы. В нем не было грома победных фанфар, военных маршей, практически отсутствовали военные сцены, но все актеры, остро чувствуя события тех лет и глубоко переживая события настоящего времени, сумели передать искренние эмоции через боль потерь и обретение надежды, веру в Победу. В течение трех часов зрители, затаив дыхание, следили за происходившим на сцене. Дополнительную эмоциональную окраску каждой картине придавала музыка советских композиторов 30–40-х гг. XX века.

Драма «Годы странствий» – это пронзительное антивоенное высказывание, обращенное, прежде всего, к молодежи, не знающей войны и только вступающей в жизнь. Главные герои – молодые люди, студенты-медики, ставшие врачами и принявшие на себя огромную ответственность за жизни защитников Родины. Свой вклад в победу над фашистами внесло абсолютное большинство советских людей – вне зависимости от того, были они на фронте или работали в тылу. Лихое военное время стало проверочным тестом для всех.

Но пьеса А. Арбу зова не только о войне. Действие спектакля происходит с августа 1937 по май 1945 года, и за эти годы странствий – своих у каждого из героев – многое меняется. Герои пьесы взрослеют, у них проявляется интерес к окружающим людям. После победы в войне они по-новому оценивают проблему соотношения таланта и себялюбия, высказывают мнение об ответственности (кому оставлена жизнь, с того особый спрос за то, как он ею распорядится), глубже понимают значимость общественно-полезной деятельности и душевного равновесия. Их переживания связаны с острым ощущением неполноты жизни из-за уходящей молодости и гибели товарищей – от пуль или из-за болезни. Появляется понимание, что талант должен быть согрет любовью к людям.

Удивительно, как точно смогли передать характеры и эмоции героев самодеятельные артисты. Среди них – молодой преподаватель и студенты Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины – Павленко А., Лавский Н., Тимошенко А., Крицкий Д., Лещинская  Ю., Трофимович Д. (факультет физики и информационных технологий), Маркелова П. (юридический факультет), Драйчикова А., Познякова Н. (факультет иностранных языков); студент Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого – Чуешков  М., студенты Белорусского государственного университета транспорта – Палковский Б. и Глебов А., старшеклассницы Ткач С., Нестеренко Е.  и единственная взрослая исполнительница, сохранившая молодость в душе, – Нестерова М.В., которая еще в детстве занималась в этом театральном коллективе.

Декорации к спектаклю подготовлены студентом-физиком Трофимовичем Д., а помощь в установке декораций на сцене во время спектакля оказывал ассистент кафедры теоретической физики Головин Е. 

Впечатления автора этого эссе, присутствовавшей не на премьерном представлении, близки тем, которые остались у тех, кому посчастливилось первыми увидеть и оценить «Годы странствий» в постановке ТЮЗ «Ровесник». Приведем фрагменты из некоторых отзывов.

«Постановка превзошла все наши ожидания от самодеятельного театра.  Это сложная многоплановая пьеса – и в психологическом и в техническом отношении. Подняты серьезные жизненные, идеологические вопросы. Почти все роли играли молодые актеры 18–20 лет. Все они очень хорошо передали настроение, энтузиазм молодежи тридцатых годов. Что бы ни случилось в жизни, что бы ни случилось в мире, – важен стержень внутри человека, его моральные качества. ⠀Молодые люди настолько хорошо передали этот посыл зрителям, что в некоторых местах многие смахивали слезы. То, что актеры сумели это сделать – огромный труд режиссера детско-юношеского коллектива, в первую очередь как Воспитателя. ⠀ Елена Владимировна – это Режиссер с большой буквы, Воспитатель, в коллективе которой прошло гражданское становление не одного поколения молодых людей» (Татьяна Воронович).

 

«Моя творческая жизнь началась в образцовом театре-студии «Ровесник» в начале 2000-х. Мне было 16 лет. Потом я окончил театральный факультет БГАИ, работал в Гомельском драмтеатре актером – с театральным искусством знаком не понаслышке.

10 мая был на премьере спектакля «Годы странствий» (реж. Козлова Е.). Это непростое произведение даже для профессионального театра. Пять раз менялись декорации: дача на Клязьме (1937 год), квартира в Москве (1939 год), прифронтовой привал, разрушенный вокзал в 20 км от Берлина, дом в Сибири, в эвакуации (1945 год). Костюмы, шляпки, военная форма – удалось воспроизвести картинки тех времен.

Хочу отметить и то, что скрыто от зрителей. Профессиональный театр – это производство. За различные аспекты при подготовке спектакля отвечают разные цеха: пошивочный, костюмерный, гримерный, декорационный, бутафорский; отдельные работники ответственны за реквизит, музыку, свет, монтаж сцены. В народном театре все делается на энтузиазме и за счет артистов театра. Очевидно, что для постановки пьесы потребовалась огромная слаженная работа и немалые денежные вложения всего коллектива образцового театра-студии «Ровесник». Респект Елене Козловой, рискнувшей выбрать такое сложное произведение. Увлечь, показать путь, научить, поделиться опытом может только талантливый и увлеченный человек. Говорят, что в театре не «работают», не «играют», а «СЛУЖАТ».

Театр «Ровесник» знают в городе. На нем воспитано не одно поколение молодежи, в том числе и представители нашей семейной династии: Игорь Нестеров (конец 70-х), Дмитрий Нестеров (начало 2000-х), Марина Нестерова (она – в роли тети Таси) – это моя мама (2025).

Долгие лета Елене Владимировне, творческих успехов, талантливых молодых людей. Ждем новых постановок.

На премьере был со своими детьми» (Дмитрий Нестеров).

 

«Что понравилось? То, что эту советскую пьесу играет студенческая молодежь, что обстановку, атмосферу ребята создали такую, как надо…

По сути, на сцене мы встретили поколение наших бабушек и дедушек – и наши воспоминания. Ведь кроме книг, фильмов и школьного патриотического воспитания с нами были близкие люди, которые видели войну своими глазами, и рассказывали о ней. Это были живые, реальные истории о том, как они переживали события того времени.

И когда смотришь на молодых в роли их собственных прапрабабушек и прапрадедушек, понимаешь, насколько это правильно и необходимо –чувствовать, проживать историю, как эти молодые актеры.

Нельзя сказать, что пьеса – сплошная драма. На самом деле, в ней много забавного. И это сочетание молодости, веселости, легкости на язык и глубоких раздумий, тяжелых дней, сложного выбора придает спектаклю особый характер» (Эмма Прибыльская).

 

От всей души благодарим ТЮЗ и его руководителя Елену Козлову за этот подарок ко дню освобождения Гомеля. Хотелось бы, чтобы спектакль увидели еще многие студенты вузов, жители и гости нашего города.

Автор текста: Годлевская А.Н., доцент кафедры оптики

Фотоотчёт