В рамках международного проекта FOSTERC, который реализуется под эгидой и при финансировании Европейской Комиссии, с 29 по 31 мая прошли два важных мероприятия в работе которых активное участие приняла делегация нашего университета в следующем составе: декан факультета психологии и педагогики Владислав Бейзеров, доцент кафедры педагогики Михаил Кошман, доцент кафедры психологии Виталий Дворак.
Так, 29 мая на базе Республиканского института высшей школы прошел международный семинар «Совершенствование образовательных программ на основе компетентностного подхода», в ходе которого состоялось обсуждение эффективности реализации Рабочего пакета №6 проекта FOSTERC в 2018-2019 учебном году.
Второе мероприятие в рамках проекта FOSTERC – ХII Международная научно-методическая конференция «Перспективы развития высшей школы» прошло в Гродненском государственном аграрном университете. На международном семинаре в РИВШ прозвучал отчетный доклад, в котором были представлены результаты деятельности рабочей группы по реализации экспериментального проекта в ГГУ имени Ф. Скорины на тему «Реализация образовательной программы магистратуры по специальности 1-23 80 03 «Психология» на основе компетентностного и модульного подходов». Во время заседания секции международной конференции ученые из ГГУ ознакомили присутствующих с основными стратегическими направлениями развития компетентностного подхода в высшей школе, приняли участие в дискуссии и обсуждении докладов, которые были представлены коллегами из учреждений образования нашей страны, а также Российской Федерации, Испании, Финляндии, Казахстана, Польши, Латвии и Литвы.
Реализация международного проекта FOSTERC еще не закончена, однако уже сейчас можно подвести определенные положительные итоги от его осуществления. Так, в нашем вузе, главным итогом экспериментального проекта стало внедрение идей компетентностного и модульного подходов в совершенствование образовательной программы по подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных магистров по психологии, формирование у них способности к использованию знаний, умений и навыков в научно-педагогической и научно-исследовательской работе. В эксперименте приняли участие магистранты, обучающиеся в магистратуре факультета психологии и педагогики в 2018-2019 учебном году в количестве 76 человек. Новизна основной идеи экспериментальной деятельности заключалась в методологическом и практическом обосновании актуальных и востребованных на рынке труда ключевых компетенций, которыми должны овладеть магистранты-психологи. Реализация идеи осуществлялась через определение сущностных характеристик ключевых компетенций магистрантов-психологов и на этой теоретической основе проектирование педагогических основ (организационно-педагогической модели, методики, научно-методического обеспечения) процесса их формирования в образовательном процессе учреждения высшего образования. Целесообразность осуществления экспериментального проекта заключалась в поисках методологических, научно-теоретических и методических путей реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов гуманитарного профиля. Республика Беларусь является участницей Болонского процесса, предполагающего гармонизацию Европейского пространства высшего образования. В мае 2015 наша страна присоединилась к Европейскому пространству высшего образования на условиях выполнения «дорожной карты» модернизации в белорусской высшей школе. Реформирование высшего образования осуществляется на основе рефлексии в системе «общество – рынок – университет – практика».
О достижении цели прошедшего в ГГУ имени Франциска Скорины эксперимента, свидетельствует анализ его итогов. Среди основных решенных задач можно выделить разработку эффективной методики формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования. В основу методики положен модульный подход. Модуль – относительно обособленная, логически завершенная часть образовательной программы магистратуры, обеспечивающая формирование определенной компетенции (группы компетенций). Было модернизировано содержание трех модулей: модуль 1 – «Методологические и методические основы психологической науки»; модуль 2 – «Научно-педагогическая деятельность» и модуль 3 – «Научно-исследовательская работа». Также в ходе экспериментальной деятельности создано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса формирования ключевых компетенций магистрантов на второй ступени высшего образования, отражающее специфические особенности реализации разработанного педагогического средства в образовательной практике.
Первым и основополагающим компонентом в структуре ключевых компетенций магистрантов-психологов является методологический компонент. Основная функция данного компонента заключается в организации, проектировании и управлении деятельностью будущих высококвалифицированных психологов. Анализ полученных результатов показывает, что до формирующего эксперимента данный компонент был сформирован на достаточно низком (адаптивном) уровне у почти половины магистрантов (49%). После формирующего эксперимента 75% магистрантов достигли высокого (продуктивного) уровня методологической компетенции, что свидетельствует об эффективности разработанной методики. Наиболее сформированными за время эксперимента компонентами ключевых компетенций магистрантов-психологов стали: профессионально-личностный, социально-коммуникативный и деятельностно-отношенческий. Таким образом, можно утверждать, что после окончания учреждения высшего образования будущие магистры психологических наук смогут сразу полноценно выполнять свою трудовую функцию по личностно-профессиональному развитию субъектов образовательного процесса, что существенно уменьшит период их профессиональной адаптации в данной сфере и ускорит процесс восхождения к вершинам профессионализма.
В процессе проведения экспериментальной работы было установлено положительное отношение магистрантов-психологов к разработанной методике. У будущих магистров существует объективная необходимость и потребность в формировании ключевых компетенций в процессе обучения в университете (94,6%). Они отмечают положительное влияние разработанной методики на получение и обогащение новыми профессиональными знаниями, а также на приобретение полезных, актуальных и значимых умений и навыков (93,5%). Более 80% магистрантов отметили доступность освоения предложенного учебного материала, а 92,4% магистрантов-психологов считают, что полностью готовы реализовывать ключевые компетенции в самостоятельной профессиональной деятельности. Следующим этапом реализации международного проекта FOSTERC станет внедрение результатов полученных специалистами нашего университета в образовательный процесс учреждений образования Гомельского региона.