Информационно-коммуникационные технологии в действии

Опубликовано Dmitry_Gorbachev - ср, 29/04/2020 - 08:06

Возможности использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий рассматривались высшими учебными заведениями Беларуси на протяжении последних десяти лет. Однако именно в последнее время эта тема приобрела особую актуальность. Как взаимодействует со студентами и абитуриентами региональный лидер по IT-технологиям – Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины – читайте далее.   

Появившись много лет назад, цифровые технологии в ГГУ имени Ф. Скорины сложились в стройную информационно–коммуникационную систему. Электронные платформы и цифровые сервисы  позволяют организовать интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, сотрудниками и абитуриентами, заказчиками кадров. Сегодня коллектив университета уже не представляет свою работу без цифровых сервисов.

– Образовательный процесс в нашем вузе проходит с широким применением информационно-коммуникационных технологий на базе инфраструктуры «Цифровой университет», – рассказал ректор ГГУ Сергей Хахомов. – В области дистанционных образовательных технологий используются системы Moodle, системы электронного обучения http://stutor.gsu.by, системы виртуальный университет http://virtet.gsu.by, системы дистанционного обучения http://gsu.by/ru/distance-learning и https://dl.gsu.by. Если вспоминать давнюю историю, то наш университет был первым в Беларуси, когда в 1999 году применил систему дистанционного обучения школьников и студентов программированию.

За эти годы на портале, который имеет также англоязычную версию, зарегистрировано более 70 тысяч пользователей из 90 стран мира. В своё время порталом пользовался знаменитый Гомельский программист Геннадий Короткевич, а одним из разработчиков является доцент Михаил Долинский, подготовивший десятки победителей и призеров олимпиад по программированию и награждённый за эти достижения в 2018 году медалью «За трудовые заслуги».

Проректор по учебной работе Игорь Семченко добавил, что в учебном процессе также нашли применение системы дистанционного обучения и тестирования http://dot.gsu.by, автоматизированная система контроля знаний http://old.gsu.by/physfac/phystest, электронные ресурсы и ЭУМК, размещенные в электронной библиотеке http://docs.gsu.by и репозитории http://elib.gsu.by. Для проведения веб-конференций преподаватели и сотрудники вуза пользуются встроенным в университетский портал сервисом BigBlueButton, программами для обмена сообщениями в реальном времени, платформами для проведения онлайн-занятий Zoom, Discord, Jitsi, Google Classroom, Microsoft Teams, Skype, белорусскими разработками peregovorka.by, Navek Meet  и другими. Такая диверсификация позволяет не зависеть от одного разработчика и учесть потребности и особенности преподавания на различных факультетах.

Подготовка специалистов 1-й ступени высшего образования по дистанционной форме на заочном факультете началась в ГГУ имени Ф. Скорины два года назад. В 2018-2019 учебном году был произведен первый набор студентов на специальность «Автоматизированные системы обработки информации» полного срока обучения. Спустя год такая же специальность открылась и по сокращенному сроку обучения.

Тот факт, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе не является новинкой для преподавателей исторического факультета, подчеркнул его декан Станислав Черепко:

– По отдельным дисциплинам эта форма работы применяется в рамках самостоятельной управляемой работы студентов уже более 5 лет. В режиме онлайн обучающиеся могут ознакомиться с текстами лекций, выполнить тестовые и другие виды заданий под контролем преподавателя. При этом лекционные и семинарские занятия проходят в традиционной форме, преподаватель имеет возможность визуального контакта и вербального общения с аудиторией в целом и конкретным студентом в частности. Студенты также могут задать преподавателю интересующие их вопросы, сделать доклад, проконсультироваться по различным аспектам.

Студент 3 курса факультета иностранных языков Игорь Слесарев убежден, что с внедрением в процесс обучения ИКТ продуктивность занятий в какой-то степени даже возросла.

– Не вижу разницы между онлайн и аудиторным обучением. Все формы проведения занятий вполне применимы в онлайн-работе. Проблем с доступом ни у кого не возникает. Зато не нужно ездить в университет, рискуя заразиться в транспорте, и у нас появилось дополнительное время для подготовки и на личные дела, – признался юноша.

Активное использование ИКТ в системе образования предоставляет вузу дополнительные возможности для взаимодействия с абитуриентами. 18-го апреля в онлайн-формате в ГГУ   При помощи информационных технологий факультеты будут проводить университетские субботы. Так, в ближайшие выходные на просторах интернет-пространства абитуриентов буду встречать представители экономического факультета.

С помощью информационно-коммуникационных технологий в Гомельском госуниверситете проводятся ректораты и деканаты, Советы университета и факультетов, рабочие встречи с представителями сторонних организаций. В настоящее время вуз ведет переговоры с компанией А1 о переключении студентов на тарифные планы с безлимитным интернетом и снижении абонентской платы.    

– Онлайн-преподавание с использованием ИКТ в сложившейся эпидемиологической ситуации – верное решение, так как позволяет сохранить здоровье преподавателей и студентов, – поделилась мнением старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка Наталья Томашук. – На факультете иностранных языков заранее проводилось тестирование платформы для онлайн преподавания, чтобы в максимально короткие сроки быть готовыми перейти на новый формат.

Активно внедряют информационно-коммуникационные технологии в своей работе студенты ГГУ, которые в данный момент проходят педагогическую практику в школах. Например, на биологическом факультете с использованием ИКТ (dot3.gsu.dy) было проведено лабораторное занятие по теме «Специфика методов преподавания химии и биологии» с участием учащихся профильного химико-биологического класса средней школы № 8 г. Гомеля. Школьники вошли в систему ДОТ под паролем студента, работая в компьютерном классе своего учреждения образования. Им помогали системный администратор школы и учитель химии. 

– В дальнейшем учащимся будут созданы аккаунты и выданы 5 паролей (для 10 учащихся 9 и 10 класса). По договоренности с учителями химии и биологии разработаны дистанционные уроки, которые проведут студенты в рамках вышеупомянутой дисциплины. Работу организовала доцент кафедры химии, факультетский руководитель практики Светлана Пантелеева, – отметил куратор проекта, декан биологического факультета Виктор Аверин.

Сегодня в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины в онлайн-режиме проводятся научные семинары, конференции, круглые столы. 23 апреля на факультете физики и информационных технологий открывается Республиканская научная конференция «Актуальные вопросы физики и техники». Форум объединяет студентов, магистрантов и аспирантов из вузов Беларуси и Казахстана. Для участия зарегистрировано более 250 работ.

– Еще в начале календарного года несколько студентов нашего факультета по академическому обмену в рамках программы Erasmus+  были направлены на обучение в город Палермо в Италии, – рассказал декан факультета физики и информационных технологий. – Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в итальянском университете объявили карантин, а студентов, в том числе белорусских, перевели на дистанционное обучение.

Вот что рассказывает один из будущих физиков, оказавшихся на карантине в Италии, гомельчанин Иван Копейкин: «Сначала учебу отложили на неделю, за это время установили необходимое программное обеспечение и обучили преподавателей пользоваться им. Университет Палермо также связал учетные записи своих студентов с  аккаунтами в Microsoft Teams (по принципу как студенты ГГУ заходят на сайт через логин/пароль на gsu.by). Процесс обучения заслуживает отдельной статьи. На всех лекциях у каждого студента постоянно включена веб-камера и микрофон. Наверняка, тут возникает вопрос о прогулах. Отвечу просто: прогулять можно, но за 5 лекций я еще не видел студента, который опоздал бы или прогулял, ведь кто сможет ответить на ваши вопросы, если профессора можно беспокоить только во время самого семинара? Существенным плюсом является то, что записи лекций доступны 24/7, а значит никакая информация утеряна не будет. На этом все. Берегите себя и мойте чаще руки!».

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе приобретает все более масштабный характер, становится общемировым трендом, одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества.

Екатерина КОВАЛЕНКО

Фотоотчёт