В последние годы заметным явлением в дополнительном образовании во всем мире стало широкое внедрение технологии проведения научно-исследовательской и проектной работы учащихся. Для дальнейшего развития данного вида деятельности школьников Фонд «Время науки», г. Санкт-Петербург открыл новый проект «Методическая лаборатория научного руководителя». Целью проекта является создание такой площадки, чтобы каждый заинтересованный в развитии научно-исследовательской деятельности школьников смог получить методическую поддержку и отзыв на свои наработки; познакомиться с лучшими практиками научно-исследовательской и проектной работы со школьниками; обменяться знаниями и практическим опытом. Отметим, что данный Фонд поддерживает долгосрочные образовательные проекты, которые ориентированы на фундаментальное образование и исследовательскую деятельность школьников, в частности, оказывает помощь гомельским школьникам, регулярно участвующим в мероприятиях: «Балтийский научно-инженерный конкурс», «Санкт-Петербургский турнир юных математиков» и др.
В рамках инициативы «Методическая лаборатория научного руководителя» был проведен международный вебинар, посвященный теме организации и проведения исследовательской работы учащихся. На нем были заслушаны и обсуждены три выступления: «О системе исследовательской работы школьников по математике в Гомельском регионе: формы, содержание, проблемы», докладчики Васильев А.Ф. и Мурашко В.И.; «Проекты, стажировки и резюме школьников. Пошаговая инструкция и 5 историй из нашего опыта», докладчики Дронзик А.Б., Старунова О. А., г. Москва; «Технология развивающих встреч с профессионалами на выставках инноваций» докладчик Познякова Л. И., г. Санкт-Петербург.
В своем докладе профессор кафедры алгебры и геометрии Александр Васильев рассказал о созданной в Гомельском регионе за последние 20 лет усилиями преимущественно преподавателей, учителей-выпускников, студентов разных лет факультета математики и технологий программирования ГГУ им. Ф. Скорины и работников управления образования эффективной системы исследовательской работы школьников по математике. Им были выделены главные отличительные особенности данной системы: непрерывность работы в рамках научно-образовательной модели «школа-университет-предприятие», роль научно-педагогических школ, в частности, Гомельской алгебраической школы в проведении этой работы, подготовка и выбор научных руководителей для школьников, тьюторское сопровождение одаренных школьников в цепи «школьник-студент-магистрант-аспирант» и др. Также он привел статистику результатов гомельских школьников на республиканских и международных конкурсах.
Старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии Вячеслав Мурашко рассказал об опыте взаимодействия с учителем категории «методист» Ириной Николаевной Гончаренко в работе с одаренными школьниками по математике в рамках филиала кафедры алгебры и геометрии в гимназии №71 г. Гомеля. Он подробно остановился на планировании проведения научных исследований со школьниками, выборе задач для исследования, повышение их уровня от школьного до международного. Отметим, что в 2019 году работы учеников Александра Печенкина и Андрея Гончаренко по математике были удостоены:
– дипломов первой степени и золотых медалей на XV Балтийском научно-инженерном конкурсе (4-7 февраля-2019, Санкт-Петербург),
– дипломов соответственно первой и третье степени на XXIII республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по астрономии, биологии, информатике, математике, физике, химии.
– золотой и серебряной медали на международном турнире юных математиков в Барселоне (1-8 июля, Барселона, Испания).
В дальнейшем работа А. Печенкина была удостоена золотой медали на 26 Международной конференции юных ученых (ICYS, 19-25 апреля 2019, Куала-Лумпур, Малайзия) и диплома 3-й степени на EU Contest for Young Scientists (София, Болгария). Также их ученик Павел Вериго получил бронзовую медаль на Международной олимпиаде по математики.
Александр Васильев