Сергей ХАХОМОВ: «Обновленный Кодекс об образовании совершенствует условия для качественной подготовки специалистов»

Опубликовано Dmitry_Gorbachev - вт, 08/02/2022 - 15:51

С сентября предстоит учиться и работать по другим правилам. В обновленный Кодекс об образовании внесено много новаций. Все они призваны повысить качество образования. Мнением об обновленном Кодексе поделился ректор ГГУ имени Ф. Скорины, депутат Гомельского областного Совета депутатов Сергей ХАХОМОВ:

Сергей Хахомов, ректор ГГУ имени Ф.Скорины
Сергей Хахомов
Ректор ГГУ имени Ф.Скорины

– Время не стоит на месте, предъявляя новые требования, поэтому принятие обновленного документа в сфере образования считаю своевременным и необходимым шагом. Национальная система образования должна отвечать современным реалиям. Система образования динамична, а те новшества, которые появились в Кодексе, – это результат совершенствования. Принятие Кодекса – не сиюминутный процесс, а планомерная работа, которая проводилась на протяжении всего минувшего года. Это масштабный документ, который содержит 297 статей, включено 17 новых статей. Уверен, он укрепит престиж белорусского образования на мировом уровне.

Если говорить конкретно об изменениях, то в Кодексе об образовании закрепили понятие дистанционной формы обучения. Подобная форма уже практикуется в белорусских университетах и в университетах других стран. В нашем университете, например, заочная (дистанционная) форма получения образования уже несколько лет организована на специальности «Автоматизированные системы обработки информации». Современные технологии позволяют получать образование дистанционно, но сегодня дистанционная форма образования, особенно в высшей школе, не заменяет систему лекций, практических и лабораторных занятий. Качественное образование получают при живом общении студента и преподавателя. При этом есть ряд специальностей, где вариант дистанционного обучения в принципе трудно организуем. Чтобы быть профессионалом в избранной области, студенту необходимо на практике закрепить полученные знания и навыки. В этом и есть реализация задачи практикоориентированного образования.

Кроме того, снят принцип территориальности в вопросе целевого набора. Если ранее целевую подготовку учреждения образования могли осуществлять в отношении абитуриентов из числа жителей малых населенных пунктов или расположенных на территории радиоактивного  загрязнения, то сейчас все, в том числе предприятия и организации Минска и Гомеля, могут направлять на обучение ребят, подразумевая их дальнейшее трудоустройство у себя. Будущие молодые специалисты вернутся на обязательную отработку. Это позволит укомплектовывать специалистами организации, если, конечно, они создадут привлекательные условия для работы, проживания и досуга.

В обновленном Кодексе сделан акцент на новых правилах приема в высшие и средние специальные заведения. В частности, расширится перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Привилегии появятся и у тех, кто сдавал ЕГЭ в России и поступает в белорусский вуз на платную форму обучения. Считаю, что это создаст здоровую конкуренцию при поступлении и позволит привлечь в учреждения высшего образования талантливую молодежь.

Еще один важный момент, который изложен в обновленном документе, – выпускники, обучавшиеся на платной основе и обратившиеся за направлением на работу, будут получать статус молодого специалиста. Считаю принятие этой нормы очень важным. Предоставление первого рабочего места, отработка в течение двух лет – хорошие гарантии для молодого специалиста, которому без опыта работы трудоустроиться очень непросто. При этом молодому специалисту положены еще определенные надбавки и преференции, которых были лишены «платники», а ведь это существенная социальная поддержка и защищенность вчерашнего студента.

Изменения в Кодексе будут вводить поэтапно. Многие вступят в силу только со следующего учебного года. Формировать условия для качественной подготовки специалистов – это то, на что ориентирован главный документ в нашей сфере. Уверен, он придаст новый импульс всей системе образования.

Подразделения