Новые математические вершины Гомельских школьников и их наставников

Опубликовано sz - пт, 12/07/2019 - 10:43

В первой декаде июля в Барселоне (Испания) прошел XI Международный турнир юных математиков (International Tournament of Young Mathematicians). В нем приняли участие две сборные команды нашей страны: Беларусь-1 и Беларусь-2, которые завоевали золотые и серебреные медали. В турнире приняли участие учащиеся ГУО «Гимназия №71 г. Гомеля» Александр Печёнкин (Беларусь-1) и Андрей Гончаренко (Беларусь-1). Тренером команды Беларусь-2 являлся старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии ГГУ имени Франциска Скорины Вячеслав Мурашко (ВМ). Мы встретились с Вячеславом, чтобы задать несколько вопросов и узнать подробности о турнире.

Расскажите, что представляет собой данный турнир.

ВМ: Международный турнир юных математиков (МТЮМ) представляет собой довольно сложное мероприятие, которое проходит в несколько этапов. На первом этапе оргкомитет формирует и публикует 10-12 исследовательских задач по разным разделам математики. На следующем этапе формируются сборные команды (не более 6 человек) в различных странах, которые решают предложенные задачи и высылают их международному жюри для оценки и определения начального рейтинга команд. Далее команды (от 12 до 16) согласно рейтингу пригашаются к очному участию в турнире. Сам турнир разбит на 4 раунда. Один раунд представляет собой обычную командную олимпиаду по математике по мотивам задач турнира. Он необходим для определения уровня математической подготовки и самостоятельности участников команд. Далее согласно предварительному рейтингу команды разбиваются на несколько групп (по 3-5 команд), в которых проводится следующий раунд соревнования. Перед раундом проводится жеребьевка, на которой команды из групп тянут номера задач, которые они будут докладывать во время очередного раунда. Для каждой команды определяются команда-оппонент и команда-рецензент.  Где-то за день до начала раунда командам высылаются материалы команд соперников для анализа и оценивания и подготовки письменных рецензий. После этого проходит раунд-соревнование, на котором докладчик от каждой команды группы озвучивает свою задачу, а оппонент от второй команды обсуждает ошибки и недостатки этого исследования с докладчиком. Рецензент же третьей команды оценивает результаты дискуссии между докладчиком и оппонентом. Оставшиеся команды наблюдают, при необходимости могут вмешаться в дискуссию. Авторитетное международное жюри экспертов из разных стран оценивает в баллах выступления докладчика, оппонента, рецензента и представленные письменные рецензии. По результатам каждого раунда формируется новый рейтинг команд, определяется их выход в финальный раунд и итоговый результат. Отметим, что все описанные действия проводятся на английском языке.

Как школьнику можно попасть на МТЮМ?

ВМ: Необходимо участвовать в составе команды своего учреждения или сборной учреждений образования в Республиканском турнире юных математиков (РТЮМ). Состав сборных Беларуси формируются прежде всего из участников команд-победителей РТЮМ. Также надо активно заниматься исследовательской деятельностью по математике, участвовать в различных конкурсах и конференциях. К этому стоит добавить хорошее знание устного и письменного английского языка. 

Вячеслав, Вы участвовали в пяти международных турнирах в качестве участника команды и далее тренера сборной Беларусь-2.  Какие особенности прошедшего турнира. 

ВМ: Турнир в Барселоне впервые за историю международных турниров (11 лет) собрал 15 команд из 10 стран: Беларуси, Болгарии, Германии, Грузии, Польши, России, Румынии, Таиланда, Украины и Франции. Все команды были очень высокого уровня.  Многие предложенные командами решения задач занимали 20-30 страниц. Все это требовало от наших ребят и тренерского штаба большой концентрации и огромных интеллектуальных усилий. Было очень «жарко» в прямом и переносном смысле. 

Нам известно, что Вы первым из гомельских учащихся попали на МТЮМ в составе сборной Беларуси. Расскажите о результатах участия гомельских школьников на этом турнире.

ВМ: Мое математическое развитие и становление, как исследователя-математика, проходило в очень благоприятной обстановке.  Учеба в гимназии №71 г. Гомеля, отличная математическая подготовка под руководством замечательного преподавателя математики (ныне учителя-методиста) Ирины Николаевны Гончаренко, активная разработка научно-исследовательских проектов под руководством доктора физ.-мат наук Васильева А.Ф. в СНИЛ «Алгебра и геометрия» кафедры алгебры и геометрии ГГУ, а также участие в республиканских и международных научных конференциях и конкурсах, привели к тому, что я был включен в сборную Беларуси. В  2011 и 2012 годах участвовал в МТЮМ, проходивших в Москве и Париже. На этих турнирах наша сборная завоевала золотые медали. С 2017 года я стал тренером команды Беларусь-2, в которую входили гомельские школьники: 2017 – серебро, 2018 – бронза, 2019 – серебро. В 2018 и 2019 годах гомельские школьники также входили и в сборную Беларусь-1: 2018 – золото и абсолютное первой место, 2019 – первое место и золото. Всего с 2011 по 2019 год в сборных Беларуси на МТЮМ приняло участие 10 гомельских школьников. С их активным участием сборными Беларуси (1-ой и 2-й) было завоевано 4 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовая медалей. Хотелось также отметить своих коллег гомельских тренером-математиков, внесших значительный вклад в подготовку школьников – участников МТЮМ: Довженок Т.С., Симоненко Д.Н., Горского С.М., Струка А.Н.

В чем причины успехов гомельских школьников в исследовательской работе по математике.

ВМ: Отвечу кратко. В Гомельской области совместными усилиями высшей, средней школы и управления системы образования созданы все условия для творческой работы по математике учащихся и их тренеров. Особенно хочу отметить наличие крупных международного уровня научно-педагогических школ по математике, в частности, Гомельской алгебраической школы на факультете математики и технологий программирования ГГУ им. Ф. Скорины, и подготовленных в нашем университете тренеров-математиков, часть из которых я перечислил выше. 

Нам известно, что Вы на протяжении последних лет руководили олимпиадной и научно-исследовательской работой школьников, в частности, Александра Печенкина и Андрея Гончаренко – нынешних триумфаторов МТЮМ-19. Поделитесь секретами, как удается совмещать работу преподавателя (еще аспиранта) в Гомельском университете с эффективной работой со школьниками.

ВМ: Никаких секретов нет. Моя работа со школьниками – это в многом продолжение моей научной и преподавательской работы в университете (закончил факультет математики и технологий по специальности «Математика. Научно-педагогическая деятельность»). Последние два года по совместительству работаю в своей родной ГУО «Гимназия №71 г. Гомеля». Вместе с моим школьным учителем-методистом по математике Гончаренко Ириной Николаевной в рамках филиала кафедры алгебры и геометрии факультета математики и технологий программирования реализуем программу «Развитие и сопровождение высших интеллектуальных достижений учащихся в области математики».

Сейчас у абитуриентов горячая пора поступлений. Вячеслав, что хотели им пожелать?

ВМ: Будьте целеустремленными и настойчивыми. Сделайте правильный выбор. Двери нашего факультета всегда открыты для всех, кто любит математику и готов ее активно применять в цифровой экономике: в разработках систем искусственного интеллекта,  распознавании образов, проектировании нейронных сетей и т.д. Поступлением на факультет математики и технологий программирования  Вы получите возможности реализации своих самых смелых планов.

Фотоотчёт