Александр Атвиновский уже 13 лет читает лекции студентам, проводит практические занятия, принимает лабораторные работы и экзамены на факультете математики и технологий программирования ГГУ имени Франциска Скорины. Он такой, как все преподаватели. Единственное отличие – у него в руке трость.
Сквозь тернии
Проблемы со зрением у Александра начались еще в детстве. Осложнения после перенесенной болезни привели к катаракте и глаукоме. На одном глазу зрение потерял в семь лет, к 11-му классу плохо стал видеть и второй глаз. Готовиться к занятиям было сложно, но проблем с учебой не возникало, особенно легко давалась математика. После окончания школы вопрос с поступлением не стоял: парень твердо знал, кем будет. В выпускном классе судьба свела его с преподавателем технического университета имени П. О. Сухого Львом Липовичем Великовичем, у которого тоже были проблемы со зрением.
– Мы поддерживали, подбадривали друг друга и, несмотря на разницу в возрасте, подружились, – с теплотой в голосе вспоминает собеседник. – Весь выпускной класс я упорно ходил к нему на подготовительные курсы по математике, прилежно готовился к поступлению. Он подсказал, что можно получить профессию и остаться работать в университете. Я подумал, взвесил и решил: а почему бы и нет, хотя в полной мере не осознавал, легко это будет или сложно, просто сделал такой выбор.
Успешно сдав тесты, Александр стал студентом ГГУ имени Ф. Скорины. На первом курсе зрение ухудшилось, читать практически не мог. Учился в основном на слух, но немного видел и ходил без трости. Лекции записывал на диктофон, к сессии готовился с другом Дмитрием Рыкачевым, также помогала мама, читала конспекты вслух. Признается, было тяжело, все экзамены сдавал устно, но твердо шел к цели, своим примером доказывал, что у человека нет границ и барьеров для ее достижения. Конечно, все стало возможным благодаря помощи друзей, коллег и просто хороших людей, которые находились рядом.
В 2009 году Александр окончил университет, распределился на математический факультет и поступил в магистратуру. Трудился преподавателем-стажером, ассистентом, после поступил в аспирантуру, совмещал учебу и работу. Большую поддержку молодому коллеге оказал научный руководитель, профессор Адольф Рувимович Миротин. После защиты в 2015 году диссертации Александр Атвиновский получил звание доцента. И это притом, что проблемы со зрением усугубились, и в 2010 году мир стал черным.
Не унывать и не сдаваться
Что пережил молодой парень, можно только догадываться. Казалось, на карьере преподавателя можно поставить крест, но боец по жизни и большой оптимист не опустил руки. Сегодня он учит, воспитывает и своим примером показывает людям с недугом, что жизнь на этом не закончилась. Если не можешь изменить обстоятельства, нужно к ним приспособиться. Так Александр и сделал.
– Сложно было привыкнуть к жизни без зрения?
– Когда мир становится тускнее, к этому можно адаптироваться. Мне было всего 22 года, когда окончательно перестал видеть. Недельку погрустил, справился с эмоциями и взял трость. Для меня это не было психологической травмой, скорее переходным периодом, который благодаря близким и родным преодолел. Я знал людей в депрессии после потери зрения, которые хотели вешаться. Знал людей, которые хотели резать вены. Одному из них я сказал: «Ты – дурак, иди учись хотя бы на массажиста». Через некоторое время мы созвонились, выяснил, что у него все хорошо, человек не сломался, отучился, получил профессию.
Что касается Александра, сомнений в том, что он обретет семью и будет жить полноценной жизнью, у него никогда не возникало. Все действительно сложилось удачно. Сегодня он любимый муж и счастливый папа. Жену совершенно не смущает, что муж незрячий. Она признается, что покорил девичье сердце обаянием и мужеством, а он говорит, что Нина не просто любимая жена, но и боевая подруга и надежный помощник в некоторых бытовых вопросах.
Учеба по-честному
У коллег не возникло сомнений, что молодой преподаватель справится с нагрузками, ведь еще студентом он разрушил бытующие стереотипы и доказал всем и в первую очередь себе, что человеческие возможности безграничны.
– Современные технологии существенно облегчают жизнь незрячих людей. Компьютерные программы, смартфоны, многие приложения адаптированы для таких пользователей. Но при этом я, к примеру, не пользуюсь шрифтом Брайля, он мне просто не нужен. С документацией помогают коллеги. Есть трость, ты можешь идти. Есть телефон, по которому можешь позвонить. Есть навигатор, который можно включить, – все проблемы решаемы. Главное – не отчаиваться, – убежден Александр.
Сегодня он проводит занятия со студентами по таким сложнейшим дисциплинам, как математический анализ, функциональный анализ, читает лекции, готовит слайды, задачи решает в уме и принимает экзамены. Год за годом растет педагогический стаж, а вместе с ним опыт и профессионализм. Александр никогда не видел своих студентов, но тонко чувствует каждого.
– Пытаются списать или подсмотреть?
– Конечно, такое бывает, но ведь я задаю вопросы хаотично, чтобы уловить логику. На самом деле очень просто понять, разбирается студент в вопросе или нет.
Равные возможности
Александр рассказал, что в Минском государственном колледже электроники обучается группа ребят с нарушением зрения. У них есть возможность получить специальность программиста и пойти работать.
– В нашем вузе на факультете тоже можно организовать подготовительные курсы для незрячих, которые хотели бы связать жизнь с IT-технологиями. Вместе с заведующей кафедрой фундаментальной и прикладной математики Ларисой Николаевной Марченко думаем апробировать эту идею, привлечь школьников, которые не видят или слабо видят, к получению профессии программиста в нашем вузе. Но для этого нужно, чтобы родители таких ребят обратились к нам на факультет. Это доступность, инклюзивное образование и реальная помощь людям, имеющим проблемы со зрением. Тем более что в Гомельской области такой опыт еще не внедрен, – рассказывает Александр Атвиновский.
Он также призывает родителей особенных детей думать про их профориентацию, не оберегать и излишне не опекать, а делать все, чтобы они в жизни чего-то добились, нашли себя.
По слуху и на ощупь
Споткнетесь, упадете, вставайте и идите дальше – такой совет дает Александр и считает, что потеря зрения – не повод себя жалеть.
– Сейчас для людей, которые не видят, стало гораздо больше возможностей. К примеру, можно трудиться в кол-центрах, психологом, массажистом, освоить IТ-специальность и работать программистом. Главное – не опускать руки. С детства понимал одно: у меня ухудшается зрение, я должен найти ту профессию, где смогу работать. Добился того, чего хотел. Имею стабильную работу и тружусь, чтобы чувствовать себя комфортно. Хочу жить, нормально зарабатывать, не хочу существовать и делаю все для этого, – рассказывает Александр.
За его плечами защита кандидатской, получение степени кандидата физико-математических наук, а ведь молодому ученому всего 36 лет. Кроме преподавательской деятельности с удовольствием изучает программирование и английский, заинтересовался психологией. Да, он потерял зрение, но не любовь к жизни.
Без приключений и синяков ежедневно ходит на работу и домой сам. «Если знаю маршрут, доберусь легко, когда не знаю дорогу – тяжелее, но доберусь», – говорит он, и в его словах нет ни капли сомнения. Правда, признается, что иногда приходится преодолевать реальные барьеры в частном секторе в Монастырьке, где живет. Считает очень правильным, что в последнее время стали укладывать тактильную рельефную плитку на тротуарах возле переходов и остановок. Она указывает безопасный путь для незрячих людей или предупреждает об опасности.
Белая трость и неуверенная поступь – это не про него. Конечно, найти себя, когда ты не такой как все, получается не всегда и не у всех. Но Александр доказывает, что инвалидность – не приговор и за ограниченными возможностями часто скрываются безграничные таланты. Собственным примером учит студентов и всех нас главному: не сдаваться и не пасовать перед трудностями. С недугом можно полноценно жить и трудиться.