Известный белорусский ученый Федор Владимирович Кадол родился 1 ноября 1946 года в деревне Васьковка Мозырского района Гомельской области. Детство было трудовое, послевоенное. Родители привили сыну любовь к труду, настойчивость в достижении поставленных целей, уважение к людям, их человеческому достоинству.
Окончил Велико-Боковскую среднюю школу Мозырского района в 1963 году. Под влиянием авторитета своих учителей уже в школьные годы Федор Владимирович проявлял склонность к работе по педагогической профессии. Будучи победителем районных и участником областных олимпиад по физике и математике, юный Федор Кадол не раздумывал долго, поступил на физико-математический факультет Гомельского педагогического института имени В.П. Чкалова, учебу в вузе окончил в 1967 году, получив специальность учителя физики средней школы. Обучаясь на факультете общественных профессий, параллельно освоил дополнительную специальность учителя физической культуры. После этого была непродолжительная работа в школе, служба в рядах Советской Армии. Затем более семи лет работал учителем физики и математики Михалковской средней школы и директором Слободской средней школы, самой большой в Мозырском районе.
Во время работы в качестве учителя, классного руководителя и директора школы у Федора Владимировича проявилось стремление к научным исследованиям по педагогике, соединению педагогической теории с образовательной практикой, научному обобщению собственного опыта. На молодого педагога обратили внимание ученые Мозырского педагогического института и регулярно приглашали на вступительные экзамены. Приметил творческого учителя и член-корреспондент АПН СССР, профессор И.Ф. Харламов. Он предложил Ф.В. Кадолу поступать в аспирантуру. Начиная с 1973 года, Ф.В. Кадол – соискатель, а с декабря 1974 года – аспирант кафедры педагогики Гомельского государственного университета. Учась в аспирантуре и имея достаточный педагогический опыт, Федор Владимирович активно участвовал в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, делал сообщения по проблемам педагогического целеполагания и особенностях развития воспитательных перспектив ученического коллектива класса. Вскоре он систематизировал накопленный научный и практический материал, дал ему глубокое теоретическое толкование в опубликованных статьях и тезисах докладов. Были также разработаны методические рекомендации по успешной организации воспитательной работы учителей и классных руководителей по решению ведущих педагогических задач целостного образовательного процесса. Все это получило отражение в кандидатской диссертации, которую Ф.В. Кадол успешно защитил в октябре 1978 года в Ученом совете Минского педагогического института имени А.М. Горького.
В последующие годы молодой ученый активно занимался разработкой вопросов нравственного воспитания учащихся. Федор Владимирович всесторонне исследовал проблему формирования у современных школьников таких генеральных морально-этических качеств, как честь и достоинство личности, чувство долга и ответственности. Пристальное внимание к этим свойствам человеческого характера не было случайным. На всю жизнь он запомнил народную присказку «Шануй сябе, то і людзі цябе шанаваць будуць». По-русски это: «Береги платье снову, а честь смолоду». Исследуя проблемы эмоционально-ценностной сферы учащихся, Федор Владимирович стремился найти эффективные способы развития у подростков и старших школьников чувства самоуважения, чести и личного достоинства. В результате основная тема его научной работы в 1996 году была одобрена Фондом фундаментальных исследований Республики Беларусь и получила финансовую поддержку. По итогам проведенного исследования было издано учебное пособие «Воспитание чести и достоинства старшеклассников» (1998), рекомендованное Министерством образования Республики Беларусь учителям и классным руководителям, студентам педагогических специальностей. Эта работа ценна прежде всего поиском практически значимых форм и методов воспитания личностных качеств учащихся. В своей книге ученый выступает с позиций гуманистической педагогики, делает акцент на доверие к потенциальным возможностям каждого школьника, его внутреннему стремлению к нравственному развитию и личностному самосовершенствованию.
Следующим шагом в научной биографии ученого явилась монография «Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования» (2002). На ее основе была написана и успешно защищена докторская диссертация, тема которой была признана весьма актуальной и значимой с точки зрения содержания нравственного воспитания современных школьников. Действительно, если обратиться к педагогической литературе, то нетрудно заметить, что долгие годы при разработке проблем нравственного воспитания школьников акцент делался на развитие у них положительного отношения к учебе и трудовой деятельности, преодоление индивидуализма и воспитание коллективизма, воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений. Именно формирование этих видов моральных отношений чаще всего рассматривалось в педагогических исследованиях и научно-методических публикациях. В теории и практике морально-этического воспитания значительно меньше представлены такие нравственные качества, как стыд, совесть, долг, честь и достоинство, характеризующие эмоционально-чувственный аспект морального развития личности. Вместе с тем игнорирование эмоциональной стороны нравственной жизни школьников обедняет их личностное развитие и может привести к общей социальной неполноценности.
Ф.В. Кадолу удалось показать аксиологическую этапность развития представлений о чести и достоинстве личности. Большое внимание уделено анализу положительных примеров и выявлению недостатков в работе учителей и классных руководителей по развитию чувства чести и личного достоинства школьников. Методические основы формирования этих нравственных качеств раскрывались применительно к учащимся старшего школьного возраста. Именно данный возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного воспитания понятия чести и чувства достоинства учащихся.
Антропологический и личностно ориентированный подходы Ф.В. Кадола к исследуемой проблеме определены современными идеями нравственного воспитания школьников. На основе результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной в средних школах Гомеля и Гомельской области, убедительно доказана эффективность деятельностного развития чести и личного достоинства учащихся. Ф.В. Кадолом был использован богатый практический опыт и научно-педагогический материал, свидетельствующий о больших потенциальных возможностях учебной, художественно-эстетической и трудовой деятельности, занятий спортом, культурно-массовой работы как важнейших средств приобретения учащимися положительной Я-концепции. Были определены условия, при которых школьная жизнедеятельность учащихся наиболее эффективно влияет на укрепление их чести и личного достоинства. К важнейшим из них отнесены: а) постановка и реализация воспитательных целей и перспектив, направленных на решение наиболее актуальных проблем возрастного развития учащихся; б) стимулирование активности и поощрение самостоятельности учащихся в достижении намеченных целей и перспектив как основы их позитивного самовосприятия; в) ориентация внеклассных дел учащихся на оптимально возможный для каждого ученика результат; г) содействие осознанию учащимися своей компетентности в организуемой в школе деятельности; д) установка педагога на заинтересованное и чуткое отношение к каждому ученику вне зависимости от его учебных успехов и недостатков в поведении и другие. В настоящее время все эти идеи получили дальнейшее развитие в научных публикациях юбиляра и образовательной практике современных педагогов, в частности в его учебном пособии «Воспитание чести и личного достоинства школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования». На основе этого пособия разработан спецкурс «Педагогика сотрудничества и достоинства личности» и монографии в соавторстве с членами кафедры «Педагогическое пространство для нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска».
В последнее десятилетие проблемы развития чести и достоинства обучающихся были реализованы Ф.В. Кадолом в процессе личного участия и руководства научно-методическим темами: «Социально-педагогические основы нравственного воспитания учащихся», «Создание модели педагогического пространства для нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска», «Формирование морально-этической компетентности обучающихся в целостном образовательном процессе»
На протяжении всей творческой деятельности у Ф.В. Кадола всегда был хороший тыл, который обеспечивала ему жена Татьяна Павловна Кадол, математик-программист, выпускница факультета прикладной математики БГУ. Она оказывала неоценимую помощь в подготовке рукописей его печатных работ к публикации (набор, компьютерную верстку и печать). Творческий подъем создавали и создают дети: сын Владимир Федорович, в настоящее время майор внутренней службы в структуре МЧС, дочь Наталья Федоровна, доктор экономических наук, доцент кафедры корпоративного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, внук Глеб 8-классник и три внучки-первоклассницы. Все они были и есть составляющие творческого вдохновения ученого.
Творческая манера профессора Фёдора Кадола самобытно-индивидуальная и весьма разносторонняя. Он не замыкается только на частных педагогических проблемах. Его занимают вопросы просвещения в трудах Скорины, особенности белорусской народной педагогики, воспитательное влияние семьи. Федор Владимирович с большим увлечением читает и глубоко понимает художественную литературу. Хорошо знаком с русской, белорусской и зарубежной классикой. Но в силу своей профессии, требующей глубокого понимания психологии личности, с особым интересом обращается к произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, И.С. Шмелева, И.П. Мележа, Ф. Фицджеральда, С. Моэма, Э. Хемингуэя, Л. Фейхвангера и многих других классиков художественно-экзистенционалистской психологии.
Коллектив преподавателей, сотрудников и студентов учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» искренне поздравляет профессора Ф.В. Кадола с юбилеем, желает ему крепкого здоровья, дальнейших успехов в неустанном труде в деле развития педагогического образования, нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи, а также всесторонней реализации своих научных идей в учениках.