По следам козы, звезды и первого блина. Или почему на Колядки свиньям в глаза снег сыпали (gp.by)

Submitted by Dmitry_Gorbachev on Wed, 12/07/2022 - 20:53

Вот и наступили те дни, когда в самом воздухе, кажется, витает что-то волшебное, сказочное. Это предчувствие праздника, чуда. Знакомое с детства, каждый декабрь оно возвращается к нам. В любом возрасте.

 

Студенты Алексей Козляковский и Нина Алдакушкина с доктором филологических наук Валентиной Новак раскрыли для «Правда Радио» самые аппетитные аспекты колядных торжеств

 

В эфире «Правда радио» обсудили славянский праздник Колядки. Вспомнили, как его отмечают сейчас, какие есть обряды, поверья. Поговорили о гаданиях и ворожбе.

Гостями передачи стали доктор филологических наук, профессор ГГУ имени Ф. Скорины Валентина Новак, студенты филфака Нина Алдакушкина и Алексей Козляковский. Первое, о чем напомнила радиослушателям профессор, – период колядных празднеств. Они занимали не одну, не две, а все три недели. Работать в это время строго запрещалось – нельзя гневить высшие силы. Понятно, что со снегом и морозами все полевые, огородные дела и так прекращались, но всё же... Как тут не вспомнить про ново­годние каникулы в России. Это ли не отголосок древнего праздника?

Про важную роль обрядового блюда – кутьи – напомнил Алексей Козляковский. Это каша из злаковых круп культового значения. Кутьи было три, на каждую неделю. Первая – постная. Ее еще называли великой. Готовили обычно из цельных, не­обработанных зерен. Немного такой каши должна была украсть незамужняя девушка и спрятать под подушку, чтобы выйти замуж в наступающем году. А хозяин дома выходил с первой кутьей на улицу и звал мороз. Да, мороз призывали, но не только для того, чтобы он сковал землю и реки. Под морозом или, вернее, Морозом под­разумевали персонажа из мира мертвых, которого надо было угостить – задобрить. Кстати, всю пищу за праздничным столом делили, оставляя для предков – покойных родственников. На ночь не убирали посуду, связывали нитью ложки и вилки. Подразумевалось, что предки тоже отметят праздник и не унесут приборы с собой.

В колядные недели принято было сыпать снег в глаза свиньям, рассказала Валентина Новак. Зачем? Чтобы не смотрели соседям в огород. Еще овес заливали кипятком и угощали лошадей. Эти и многие другие нехитрые ритуалы сводились к одному – увеличению урожая, достатка, здоровья. Профессор также отметила тесную связь язычества и христианства в праздновании Колядок. Сам праздник языческий, но верования тесно переплелись между собой, на древние обряды наложились библейские сюжеты. К примеру, Вифлеемская звезда венчала традиционные колядные шествия, ее даже крепили к голове козы – языческому символу праздника.

Вторая кутья, новогодняя, уже с мясом. Ее называли толс­той. По окончании рождественского поста столы должны были ломиться от яств. И они таки ломились. Даже у бедноты. Все старались наесться впрок. А завершала марафон чревоугодия третья кутья, крещенская. Ничего не напоминает? Современные новогодние застолья обычно проходят по тому же принципу. Выходит, это у славян продолжается столетиями, можно сказать, впечаталось в гены. 

Нина Алдакушкина поведала про личный опыт гаданий и ворожбы. Студентка пока не замужем, но теоретически подкована, умеет привораживать женихов. Выйдя из дома в декабре, посоветовала она, обязательно нужно запомнить, в какой стороне залает собака. Именно там, по левую или правую руку, стоит искать суженого весь год. Самый же действенный способ от нее: испечь на Колядки блины, взять самый первый, который комом, и угостить им первого встречного на улице. Тот должен назвать любое мужское имя. Именно так будут звать будущего супруга. Хотя, думается, им вполне может стать сам прохожий.

Весь культурный пласт Колядок – это целая вселенная фольклора, бездонная по сути. Ведь каждый год в ней можно открывать что-то новое. К такому общему выводу пришли участники программы. Приятно осознавать, что с течением веков эти традиции нисколько не обесцениваются, скорее наоборот.

Фото Ивана Кузменкова

https://gp.by/novosti/kultura/news260157.html