Минобразования Беларуси обсуждает развитие профильных классов профессиональной направленности

Submitted by Dmitry_Gorbachev on Fri, 08/02/2024 - 09:19

1 августа ректор Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Сергей Хахомов и декан факультета педагогики и психологии Владислав Бейзеров представили вуз на заседании коллегии Министерства образования Республики Беларусь. Встреча была посвящена актуальным вопросам функционирования профильных классов профессиональной направленности в системе общего среднего образования.

В работе коллегии приняли участие представители всех заинтересованных сторон: профильные министерства и ведомства, руководители учреждений высшего образования, региональные органы управления образованием, директора институтов развития образования, представители районных отделов образования, специалисты Министерства образования и Академии образования. Состав участников подчеркивает важность и актуальность обсуждаемой темы – подготовки мотивированного специалиста, востребованного на рынке труда.

Открывая пленарное заседание, Министр образования Андрей Иванец напомнил, что профильное обучение в Беларуси функционирует с 2015/2016 учебного года и, согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, носит профессионально ориентированный характер. Основная цель профильного обучения – создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования, приблизить их к будущей профессии.

 

заседании коллегии Министерства образования посвященному рассмотрению особенностей функционирования профильных классов профессиональной направленности

 

В рамках профильного обучения школьники не только углубленно изучают предметы, но и осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности. Так, в 2023/2024 учебном году в 1574 учреждениях общего среднего образования работало 2212 классов (групп) различной направленности: педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической, инженерной и железнодорожной. Более 20 тысяч учащихся сделали выбор в пользу профильного обучения и получили возможность уже в школе погрузиться в будущую профессию.

Важно отметить, что разработка учебных программ факультативных занятий профессиональной направленности осуществляется профильными министерствами и ведомствами совместно с учреждениями высшего образования, что гарантирует их актуальность и практическую ценность. Открытие профильных классов по наиболее востребованным в стране профессиям способствует динамичному развитию системы профильного обучения.

Каждый профильный класс имеет свои особенности. Например, обучение в педагогическом классе включает освоение курса «Введение в педагогическую профессию», проведение микроисследований, подготовку и проведение воспитательных мероприятий и фрагментов уроков, участие в школьном лагере, волонтерскую деятельность – всё это позволяет ребятам на практике ознакомиться с особенностями педагогической деятельности. Военно-патриотические классы ориентируют учащихся на получение специальностей в сфере национальной безопасности. Для более глубокого понимания специфики профессий учащиеся посещают факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества».

Существенным бонусом для выпускников педагогических, аграрных, спортивно-педагогических, военно-патриотических, инженерных классов является право поступления в учреждения высшего образования без вступительных испытаний на ряд специальностей, определенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2024 г.

Таким образом, на сегодняшний день создана четкая законодательная база, регламентирующая деятельность классов профессиональной направленности. Разработаны и методические материалы для педагогов по реализации учебных программ факультативных занятий.

Участники коллегии обсудили широкий круг вопросов, касающихся повышения эффективности работы профильных классов и укрепления межведомственного взаимодействия.

https://edu.gov.by/news/aktsent--na-povyshenie-rezultativnosti-profilnykh-klassov/