На днях в издательстве «Барк» вышла книга заведующего кафедрой белорусской литературы ГГУ имени Ф. Скорины, доктора филологических наук, профессора Ивана Штейнера «… Меж драконом и яростью его». Монография посвящена жизненному и творческому пути выдающегося деятеля славянской культуры XVII века, гуманиста и просветителя Симеона Полоцкого.
В 2020 году исполняется 340 лет со дня смерти Симеона Полоцкого, в миру Самуила Гавриловича Петровского-Ситняновича. Иеромонах ведущих монастырей, богослов, автор сборников оригинальных духовных проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная», для обучения и воспитания царских детей он издал «Букварь языка славенска» и первую энциклопедию «Вертоград многоцветный».
– Ему принадлежит проект организации высшей школы в Москве, из которого впоследствии выросла Славяно-греко-латинская академия – предтеча российских университетов. Он учил дьяков Приказа тайных дел латинскому языку, необходимому для общения в западноевропейских странах. С него начинается история книжной поэзии и драматургии, именно он определил вектор будущего развития российской словесности, – отмечает Иван Федорович.
Симеон Полоцкий ввел русскую литературу в систему общеславянского и европейского Барокко. Его творческое наследие составляет свыше пятидесяти тысяч рифмованных строк в произведениях самых разнообразных жанров. Симеон Полоцкий стал первым писателем, известным за пределами российского государства.
Стремлением передать всю значимость многогранной деятельности этой кипучей и противоречивой натуры определяются изобразительные и композиционные особенности книги «… Меж драконом и яростью его». Трагедия представляет собой возрождение классической формы «драма для чтения», использующей прием «театр в театре». Этим же объясняется нарочитая выспаренность стиля, цветистость и красочность речи и изобразительных средств, характерных для эпохи Барокко, включение в текст произведения образов-символов и целых фрагментов из произведений нашего великого земляка. Доктор филологических наук, профессор Иван Штейнер на этот раз выступает и в роли детектива. Он пытается ответить на вопрос, почему так внезапно умирает до этого не болевший поэт и философ.