В редакции сетевого ресурса NG–PRESS.BY издательского дома «Педагогическая пресса» побывал кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и межкультурных коммуникаций Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Станислав Александрович Черепко. Мы поговорили с гостем о современных студентах и преподавателях, делах общественных и личных.
– Станислав Александрович, что представляет собой факультет истории и межкультурных коммуникаций ГГУ имени Ф.Скорины сегодня?
– Сегодня наш факультет – успешно работающее учебное и научное подразделение университета. Здесь обучается более двухсот студентов и магистрантов, образовательную деятельность осуществляют более сорока преподавателей, значительная часть которых имеет ученые степени кандидата наук, доктора наук и ученые звания доцента, профессора. На факультете функционируют четыре кафедры, которые кроме учебной и воспитательной деятельности, ведут исследовательскую работу в рамках пяти финансируемых научных тем. Подготовка специалистов ведется по двум ступеням высшего образования. На первой мы готовим профессиональных историков, специалистов в области музейного дела и охраны историко-культурного наследия, менеджеров по туризму. Два года назад на факультете была открыта новая специальность «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций. Международный туризм». В её рамках мы готовим специалистов в области международного туризма с хорошим знанием иностранных языков.
Мы стараемся, чтобы наши студенты имели возможность получить всестороннее развитие, привлекаем их к научно-исследовательской деятельности, ищем возможности для стажировки их за пределами нашего университета. К примеру, в этом году наши студенты проходили стажировку в Тюбингенском университете в Германии, университете Градец-Кралове в Чехии, Псковском университете в России. Наши преподаватели не раз читали лекции немецким, польским, российским студентам, в свою очередь преподаватели этих стран имели возможность передать часть своих профессиональных знаний нашим студентам. Мы организуем олимпиады и викторины, в которых наши студенты имеют возможность общения со своими сверстниками из России, Украины, Туркменистана. Факультет активно сотрудничает с Гомельской епархией Белорусской православной церкви, создана общественная кафедра христианской культуры, в рамках которой проводятся исследования по истории христианства на Гомельщине. В общем, деятельность факультета обширна и многопланова.
– Что Вы можете сказать о современных студентах? Какие у них интересы, идеалы, способности?
– Они очень отличаются от тех, кто учился в мое время. Сейчас они отличаются независимостью в плане мышления. Критическое мышление – это хорошее качество для исследователя, но, когда размываются авторитеты и стираются ориентиры, получить объективное знание становится сложнее. Это, на мой взгляд, усложняет для многих студентов познавательный процесс. Преподавателю в таких условиях работать стало сложнее, так как зачастую приходится доказывать аксиомы, убеждать, что было именно так, а не иначе, и только затем двигаться дальше.
Отмечу, что современные молодые люди лучше подготовлены по ряду фрагментарных вопросов, но зачастую у них отсутствует системное видение процессов и явлений. Однако этот недостаток исправляется учёбой в университете. Если говорить о человеческих качествах, тут, на мой взгляд, каких-то серьёзных изменений не произошло. Молодежь, как и была раньше, социально активная. Ребята и девчата умеют самоорганизоваться для добрых дел, участвуют в общественной жизни. Они веселые, позитивные, с большим желанием созидать. Со студентами работать очень интересно. Это не пассивные люди. Наоборот, они заинтересованы в изучении преподаваемых предметов, постоянно вступают в диалог. Я думаю, у нас классное будущее растет!
– Изменившимся студентам должны ведь соответствовать и преподаватели?
– Да, это так. Я полагаю, что современному преподавателю нельзя просто вещать материал, не заботясь о том, как информация воспринимается студенческими массами. Традиционная подача материала, на мой взгляд, немного устарела. Необходимо использовать интерактивные методики, постоянно контактировать с группой во время лекции. Невозможно проводить лекции без иллюстративного материала, технических средств, а это требует от преподавателя знания информационных технологий. Современный преподаватель с одной стороны – это и актер, потому что лекция должна быть эмоциональной, это и аниматор, который постоянно занимает коллектив. Преподаватель должен являться лидером мнений, старшим товарищем, который владеет вниманием аудитории и формирует определенные представления. Обучение должно увлекать студента, нельзя строить образовательный процесс на страхе получения двойки. Преподаватель должен быть открыт для студентов, в том числе и в социальных сетях.
– Как Вы относитесь к дистанционному обучению?
– В чистом виде дистанционное обучение, на мой взгляд, – это ещё не до конца проработанная система получения знаний, она требует не только большой работы со стороны преподавателя и высокой самоорганизации и мотивации со стороны студента. Тем не менее её переходные, пограничные элементы можно использовать. Что я имею в виду? Безусловно, лекцию можно читать и в удаленном формате. Эффект, на мой взгляд, будет несколько ниже, но это допустимо при наличии мотивации к получению знаний со стороны аудитории. Хорошо проявляет себя тестовый контроль знаний для закрепления фактологического материала. Но некоторые виды деятельности, на мой взгляд, не могут быть удалёнными, потому что контакт студента и преподавателя, в том числе эмоциональный, – это тот мостик, через который и передаются знания. Особенно это касается дисциплин специализаций, которые есть в классических университетах, потому что специализация – это как раз те уникальные знания, которыми обладает конкретно взятый преподаватель. Да и итоговый контроль знаний не должен быть удаленным. Мы люди такие, что при всех своих позитивных качествах, где-то ленимся, где-то не успеваем, находим объективные и субъективные причины, чтобы оправдать тот или иной пробел. Наличие строго контроля стимулирует в этом плане.
– Станислав Александрович, а каким был Ваш личный путь в науку?
– Курсовые работы я писал, будучи студентом, на тогда существующей кафедре восточнославянских народов. Областью моих интересов были взаимоотношения в Восточной Европе между Великим княжеством Литовским и Российским государством. Тема сама по себе интересная, а у нас на факультете к тому же существует мощная школа исследования международных отношений. Дипломную работу также защищал по этой проблематике. На четвертом курсе я начал работать в школе учителем, затем по распределению был направлен в Поколюбичскую среднюю школу Гомельского района. Немного поработав, стал чувствовать потребность в дальнейшем саморазвитии и поступил в аспирантуру Белорусского государственного университета, где мне было предложено исследование событий середины XVII в. Диссертация, которую я защитил, была посвящена теме казацко-крестьянской войны 1648–1651 гг. в Беларуси. Параллельно я продолжать работал сначала в школе, а затем в университете. В ГГУ начинал с ассистента кафедры всеобщей истории, потом стал старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой всеобщей истории, а с 2019 года возглавил в то время исторический факультет, а сейчас – факультет истории и межкультурных коммуникаций.
– А давайте немного вспомним детство. Где родились и выросли, кем мечтали стать?
– Родился я на севере Беларуси, в Витебской области в маленьком военном городке, который назывался Заслоново, в семье военнослужащего. Мой ныне покойный отец, Александр Станиславович, был офицер, мама, Лина Дмитриевна, – инженер. Прекрасное было место, на мой взгляд, идеальное для рождения и воспитания детей – три больших дома в лесу. У нас был такой небольшой детский социум, в котором я рос вместе со старшей сестрой Олечкой до шести лет. Она сейчас работает музыкальным руководителем в одном из детских садов Слуцка. Затем поездили по разным городам, где служил мой отец, и значительную часть своего юношества я провел тоже в военном городке Тикси на севере Якутии за полярным кругом. Это был тоже очень интересный период моего становления, познания мира, столкновения с другой культурой. Кем хотел стать? Я воспитывался в военной среде, конечно, думал и об этом, но вместе с тем мне нравились три предмета: история, география и немецкий язык, и была такая идея связать свою жизнь с ними. К 1994 году все это выкристаллизовалось в желание поступить на специальность «История. Немецкий язык» ГГУ имени Ф.Скорины.
– Чем больше всего Вам запомнились студенческие годы?
– Это были 90-е годы – годы, когда открывались новые страницы белорусской истории, появлялось много нового материала, хотелось узнать больше нового о страницах нашего прошлого. И ни на минуту я не пожалел об этом выборе. Во-первых, у нас были прекрасные преподаватели, многие из них до сих пор работают на факультете. Само качество их подготовки, подача ими материала студентам была изумительной. И студенческая аудитория была иной. Как мне кажется, на тот момент студенты были более активны в плане получения знаний, желания учиться. было очень интересно, когда, например, Олег Анатольевич Макушников читал археологию, каждая его лекция была для нас открытием. Василий Иосифович Сычёв и Валентин Алексеевич Михедько освещали практически незнакомые страницы истории Беларуси. Николай Николаевич Мезга открыл для нас колорит истории стран Азии и Африки, которая мало известна за пределами исторических факультетов. Интереснейшим предметом была «История средних веков» – самое настоящее фэнтези – сплошные истории любви, войны, благородство, измена. Учиться было невероятно интересно. Мы приходили на занятия, и каждая новая пара была как продолжение сериала. Запомнилась археологическая практика, архивная – когда мы работали с документами начала XX века и видели судьбы людей, города, страны… Это впечатляло.
– Станислав Александрович, чем Вы занимаетесь в свободное время, когда оно есть?
– В последнее время свободного времени как раз стало очень-очень мало. Постоянно занимаюсь чем-то, связанным с работой. Но что я люблю? Банально люблю читать, не удивительно, что исторические книги. Если выбирать между художественной литературой исторического содержания или историческим источником, в последние годы предпочитаю источниковый материал. Для меня это отдых, там знаете какие романы закручиваются любопытные?! Если говорить об активном отдыхе – люблю баскетбол. Очень люблю путешествовать, за два-три лета мы с супругой и детьми объехали всю Беларусь, много где побывали, но потенциал нашей страны в плане познавательного туризма огромен, поэтому ещё много чего впереди.
– Насколько мне известно, у Вас большая семья. Расскажите, пожалуйста, о самых близких людях.
– Да, стаж нашей семейной жизни составляет 23 года. Моя супруга Алёна Черепко тоже учитель истории. Познакомились мы во время моего обучения в университете на педагогической практике в оздоровительном лагере. На четвертом курсе поженились, а на пятом у меня появился старший сын. С тех пор мы вместе. Сейчас у меня уже четверо детей. Старший сын Саша окончил факультет математики и технологий программирования ГГУ и сейчас проходит службу в пограничных войсках. Он уже создал свою семью, его жена Настя, к слову, тоже педагог, она преподаёт английский язык. Дочь Ангелина учится на четвёртом курсе Гомельского медицинского университета. Младшая дочь Янина – школьница, и самый младший Станислав учится в третьем классе.
– Детей строго воспитываете?
– Строго с точки зрения дисциплины. Мне кажется, у них сейчас есть всё, что нужно для комфортной жизни и в бытовом плане, и в плане реализации своего потенциала. Мы стараемся учитывать их интересы. Опыт воспитания четырёх детей убедительно доказывает, что каждый ребёнок индивидуален и в плане воспитания требует особого подхода. Когда младшие дети ещё не родились, у нас было двое детей, это не было так сильно заметно. А когда их стало больше, пришло понимание, что каждый ребенок не похож на другого, он уникален, со своим характером и интересами. Для меня лично точные науки не были так интересны, в то же время старшего сына мало занимал гуманитарный блок. Он увлекся программированием. Дочь вот в медицину пошла… Посмотрим, чем будут заниматься младшие. Мы старались всегда дать детям многое, показать различные пути развития. И в музыкальную школу водили, и на спортивные тренировки. Младшая дочь сейчас занимается плаванием, рисованием увлекается, младший сын – юный каратист. Те задатки, которые мы видим в детях – стараемся поддерживать.
– В чем же заключается секрет семейного счастья?
– Тут, понимаете, такая штука, как любовь! Уж я не знаю, всем она дается или нет, но, слава богу, мне повезло и у нас она есть. И второе, это полное доверие друг другу. Если появляется элемент недоверия, то вообще все рушится. Ясное дело, что мы, как все люди, ссоримся, потому что по каким-то вопросам у нас бывает разное мнение. И важно уметь находить компромиссы. И мы всегда вместе, все сложности и проблемы решаем вместе. А в основе этого лежит любовь и доверие. И еще важно принимать друг друга такими, как есть. Важно понимать, что человек не станет лучше только от того, что ты этого хочешь.
– Какие качества Вы цените в женщинах? В чем заключается женская мудрость?
– Наверное, я очень консервативен, но в моём представлении женщина – это, прежде всего, хранительница семейного очага. Именно она способна создать комфортный микроклимат в семье. Это обстоятельство, как мне кажется, усложняет возможность женщины самореализоваться в профессиональном плане, и тут задача мужа – поддержать её. Мне как мужчине сложно сказать, какой должна быть мудрая женщина, и не навлечь на себя гнев представительниц прекрасной половины человечества, но попробую. Мудрая женщина должна быть достаточно терпелива и способна выдержать психологические, экономические, физические испытания; я имею в виду, конечно, не насилие, а другие аспекты, например, рождение детей, которое я лично воспринимаю как своеобразный подвиг. Мудрая женщина должна твёрдо придерживаться моральных принципов. Она мать, основа, хранительница домашнего очага. Женщина – это то прекрасное создание, на котором держится мирозданье.
– И в завершение разговора хочется задать философский вопрос: в чём же, по вашему мнению, заключается смысл жизни?
– Если говорить о смысле жизни, на мой взгляд, – это семья. Именно на базе семьи базируются и другие важные ценности, в том числе и любовь к своей земле, к Родине. Когда в семье всё хорошо, тогда и вокруг человека всё хорошо складывается. Даже когда вокруг штормит, именно поддержка семьи помогает справиться с проблемами. Важным для человека является и его профессиональная самореализация. Мне повезло, мое хобби стало моей профессией. Я думаю, что многие, кто работает в высшей школе, могут сказать так. Однако есть масса людей, которые работают там, где им не нравится. Я бы посоветовал им не держаться за какие-то бонусы, а искать дело по душе. Работа – это значительная часть нашей жизни, а хорошая работа – тот элемент, на котором базируется общее психологическое состояние человека, его ощущение счастья на земле.
Важной жизненной ценностью для меня остаётся мир… XX век принёс нашему народу много бед – революций, войн, разрушений. Очень не хотелось бы, чтобы я и тем более мои дети, пережили что-то подобное. К счастью, мы живём в эпоху мирного неба над головой. Важен и материальный успех, но это далеко не самое главное. Ещё хотелось бы сказать, что для каждой эпохи характерны свои стандарты жизни. Сейчас те нормы, которые предлагает нам общество потребления, очень сильно завышены, многие люди становятся рабами вещей. В погоне за всё новыми и новыми товарами, которые якобы сделают нас счастливыми, мы сами себя лишаем видения мира. Я очень завидую художникам, которые могут остановиться, посмотреть и увидеть красоту вокруг нас. И в этом тоже есть смысл жизни – жить в моменте, видеть ясно, быть осознанным, радоваться и любить.
– Спасибо, Станислав Александрович, за откровенный разговор и за то, что нашли время поделиться с нашими читателями своим авторитетным мнением и жизненными ценностями.
Екатерина КОВАЛЕНКО, ng-press.by