Вероятно, ни в одной области Республики Беларусь в 2021/2022 учебном году не достигнуты такие успехи в олимпиадах по физике, как в Гомельской: только на международных олимпиадах учащимися области получено шесть медалей и похвальный отзыв.
Учащиеся из Гомельской области приняли участие в областном и заключительном этапах республиканской олимпиады по физике, в Первой Международной физической олимпиаде имени Аль-Фергани (ноябрь 2021, Узбекистан), IV Международной олимпиаде по точным наукам – одновременно по математике, физике, химии (декабрь 2021, Азербайджан), XVIII Международной Жаутыковской олимпиаде по физике (март 2022, Казахстан). Участие в этих интеллектуальных состязаниях стало для учащихся Гомельской области своеобразными и результативными тренировочными «сборами» перед LII Международной олимпиадой по физике (IPhO), которая была проведена с 11 по15 июля 2022 в Швейцарии. Эта олимпиада должна была состояться в Минске еще в 2021 году, но сначала из-за ковидных ограничений на год позже в Литве была проведена LI IPhO 2020 (как и в спортивных Олимпийских играх), а затем из-за санкций, введенных в отношении Республики Беларусь, нашу страну не только лишили возможности проведения этой олимпиады, но и пятерым выпускникам белорусских учреждений общего среднего образования, отобранным в команду страны, пришлось выполнять задания олимпиады удаленно, находясь в Минске, и выступать только в личном зачете. Несмотря на эти обстоятельства и на то, что, по мнению участников IPhO 2022 задания оказались «очень-очень трудными», участники из Беларуси выступили достойно и стали обладателями серебряной и трех бронзовых медалей и похвального отзыва.
Но будем последовательны, и расскажем о том, каковы были ступеньки к успеху юных физиков из Гомельской области.
В команду Республики Беларусь, выступавшую в Первой Международной физической олимпиаде имени Аль-Фергани и состоявшую из четырех человек, были отобраны два школьника из Гомеля, занявшие первое и второе места на заключительном этапе Республиканской олимпиады по физике в 2020/2021 учебном году – среди десятиклассников. Оба учащихся УО «Гимназия № 14 г. Гомеля» оказались в числе призеров: Платон Винничек награжден золотой медалью, Илья Филатов – серебряной медалью.
Как участник Республиканской олимпиады по физике, занявший в 2020/2021 учебном году первое место среди девятиклассников, был включен в команду Республики Беларусь, состоявшую из трех человек, учащийся УО «Гимназия № 14 г. Гомеля» Леонид Кузьменков. В декабре 2021 года он успешно выступил в IV Международной олимпиаде по точным наукам (математике, физике, химии): занял второе место и награжден дипломом оргкомитета. По мнению Леонида, выступление могло быть и более успешным, если бы уделил внимание и подготовке по химии.
В марте 2022 года, незадолго до заключительного этапа белорусской Республиканской олимпиады по физике состоялась XVIII Международная Жаутыковская олимпиада по физике, в которой отличился учащийся УО «Средняя школа № 61 г. Гомеля» Александр Копертехов – он стал обладателем бронзовой медали. Пока эта награда еще не получена им, иллюстрируем статью фотографией документа о награждении его в 2021 году серебряной медалью по итогам XVII Международной Жаутыковской олимпиады по физике.
В итоговой ведомости третьего (областного) этапа Республиканской олимпиады по физике первые пять мест заняли соответственно Илья Филатов из гимназии № 14, Александр Копертехов из СШ № 61 (награждены дипломами первой степени), Владислав Багинский из Гомельского городского лицея № 1, Яна Пигунова и Платон Винничек из гимназии № 14 (награждены дипломами второй степени). Именно этим пятерым учащимся предстояло отстаивать честь Гомельской области на заключительном этапе Республиканской олимпиады, и они с поставленной задачей справились отлично – заняли «весь пьедестал почета», а именно: в три первые строки итоговой ведомости вписаны Багинский Владислав, Пигунова Яна, Винничек Платон, награжденные дипломами первой степени, в шестую строку – Копертехов Александр (диплом второй степени), в двенадцатую – Филатов Илья, в семнадцатую – Мартинович Дмитрий из СШ № 9 г. Мозыря (дипломы третьей степени). Таким образом, из 19 дипломов, полагавшихся участникам из одиннадцатого класса, шесть получено представителями Гомельской области. Если учесть, что «не подкачали» и учащиеся других школьных параллелей (у девятиклассников Мельниченко Александра из СШ № 9 г. Мозыря, Андрусевича Романа и Мусловца Ивана из СШ № 51 г. Гомеля соответственно дипломы первой, второй и третьей степени; все десятиклассники из гимназии № 14 г. Гомеля, включенные в команду области, награждены дипломами: первой степени – Лашкевич Олег, второй степени – Кузьменков Леонид, Агеев Александр и Андрейковец Владислав), то неудивительно, что в общекомандном зачете Гомельская область оказалась на первом месте среди команд-участников. Заметим: второй год подряд.
По возвращении из г. Гродно, где в 2022 году проводился заключительный этап Республиканской олимпиады по физике, ребята сразу занялись подготовкой к Республиканской студенческой олимпиаде по теоретической механике, которая состоялась в апреле 2022 года в г. Гомеле. И снова выступление команды, сформированной кандидатом физико-математических наук, доцентом, доцентом кафедры теоретической физики В.Н. Капшаем из учащихся гимназии № 14 и студентов, было успешным. Абсолютным победителем и обладателем диплома первой степени стала Яна Пигунова. Дипломами второй степени были награждены Илья Филатов, Платон Винничек, Александр Агеев и студент четвертого курса факультета физики и информационных технологий ГГУ имени Ф. Скорины Павел Сомов. Дипломами третьей степени награждены Леонид Кузьменков, Олег Лашкевич и Владислав Андрейковец.
Вскоре после этих интеллектуальных состязаний впервые в истории олимпиадного движения в Республике Беларусь сразу пятерых учащихся одиннадцатого класса из команды Гомельской области вызвали для участия в отборочном тренинге для подготовки к участию в международной олимпиаде. В этом изнурительном двухнедельном соревновании на знание всех разделов физики участвовали обладатели дипломов первой и второй степени заключительного этапа Республиканской олимпиады по физике, а также обладатель серебряной медали Международной физической олимпиады имени Аль-Фергани. Кроме подготовки по физике, необходимо было проявить и психологическую устойчивость. И вот вердикт тренеров: в команду из пяти участников включены Копертехов Александр, Багинский Владислав, Пигунова Яна; Винничек Платон стал «запасным игроком», а Илья Филатов занял седьмое место.
Как никогда волнующим было ожидание результатов оценки жюри Международной олимпиады по физике работ белорусских школьников – ведь они выступали «индивидуально», без права апеллировать. А когда результаты стали известны, эмоции трудно было передать словами. Впервые в истории олимпиадного движения отмечено сразу трое гомельчан: бронзовые медали у Багинского Владислава и Копертехова Александра; совсем немного недотянула до такой же награды Пигунова Яна, получившая похвальный отзыв!
Напомним, что в предыдущие десять лет представители Гомельской области трижды участвовали в IPhO и неизменно добивались успеха: золотой медали удостоен Толкачев Антон из гимназии № 14 г. Гомеля (в 2015 году, Индия), бронзовыми медалями награждены Зуников Николай из Гомельского городского лицея № 1 (в 2018 году, Португалия) и Цыблиенко Никита из Мозырской гимназии им. Я. Купалы (в 2021 году, Литва). Но три награды на одной олимпиаде в один год – это в нашем городе впервые!
Все описанные в статье успехи юных физиков области не случайны. С большой самоотдачей, систематически, целенаправленно и плодотворно на Гомельщине трудятся многие учителя физики. Особенно отметим тех из них, чьи учащиеся регулярно добиваются высоких результатов: Е.П. Знахаренко (гимназия № 14 г. Гомеля), Л.И. Горбачева (Гомельский городской лицей), С.А. Крот (до марта 1922 года – СШ № 9 г. Мозыря), А.Н. Павлов (СШ № 51 г. Гомеля). Кстати, все они – выпускники физического факультета ГГУ имени Ф. Скорины.
Однако и участники олимпиад, и их учителя хорошо знают, что содержание заданий Международной олимпиады по физике не ограничено рамками общеобразовательной школьной программы ни одной страны. Задания к ним составляются и по разделам физики, которые изучаются в университетских курсах. Например, участники IPhO должны быть хорошо знакомы со многими вопросами из специальной теории относительности, квантовой физики, знать и понимать уравнения электродинамики Максвелла и многое, многое другое, что не изучается в школе. Поэтому и задания Республиканской олимпиады по учебному предмету «физика» (на областном и, особенно, на заключительном ее этапе) имеют такой же высокий («квазиуниверситетский») уровень. Обеспечить подготовку участников олимпиады для такого интеллектуального марафона школьному учителю, очень сложно, так как в его обязанности входит и выполнение учебного плана учащимися многих доверенных ему классов, и подготовка одиннадцатиклассников к централизованному тестированию, и классное руководство и многое другое. Выход в Гомельской области нашли в сотрудничестве учителей и вузовских преподавателей.
С 2006 года задания для областного этапа олимпиады в Беларуси готовятся централизованно. Председатель жюри областной олимпиады по физике в 2006–2019 гг. В.Н. Капшай так сформулировал задачу для членов жюри, большинство из которых – преподаватели и аспиранты ГГУ имени Ф. Скорины: «Мы должны определить лучших школьников, а затем помочь школьным учителям подготовить их к заключительному этапу олимпиады». Эта идея была поддержана и руководством университета, и управлением образования. В течение уже многих лет преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, лучшие студенты после проведения областной олимпиады активно включаются в проведение занятий с учащимися на тренировочных сборах. Этот коллектив, состоящий из кандидатов физико-математических наук, доцентов В.Ф. Шолоха (до 2020 года), А.Н. Годлевской (до 2019 года), В.Н. Капшая, Ю.А. Гришечкина, О.М. Дерюжковой, старших преподавателей И.Н. Яковцова (до 2020 года), А.А. Середы, Е.Л. Тиховой, кандидата физико-математических наук, старшего научного сотрудника, преподавателя А.А. Шамыны, аспирантов А.И. Толкачева, А.В. Бужана, А.В. Павленко и магистранта Е.Д. Головина, готовит школьников к олимпиадам по согласованной программе, системно, в соответствии с продуманным расписанием. Кроме них, в проведении занятий на сборах участвуют кандидат физико-математических наук доцент М.В. Буй из Белорусского государственного университета транспорта и старший преподаватель Л.Д. Корсун из Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого (она тоже выпускница физического факультета ГГУ имени Ф. Скорины). При этом подготовка к экспериментальному туру олимпиады организуется в лабораториях факультета физики и информационных технологий с использованием учебного оборудования и методических разработок, подготовленных преподавателями кафедр общей физики, оптики, теоретической физики и др.
Однако трехнедельных сборов недостаточно, чтобы изложить школьникам и теорию относительности, и электродинамику, и основы квантовой механики, и многое другое, да еще организовать практические занятия с применением новых знаний. Поэтому с 2014 года по инициативе С.А. Хахомова, который занимал тогда должность первого проректора ГГУ имени Ф. Скорины, в университетских аудиториях и лабораториях факультета физики и информационных технологий по субботам были организованы еженедельные занятия по подготовке школьников к участию в олимпиадах. Уже восемь лет по 6 часов в каждую субботу эти занятия проводит доцент В.Н. Капшай. Кроме того, по просьбе руководителей лицея, гимназий и школ Валерий Николаевич проводит занятия с учащимися этих учреждений образования. Еженедельная его работа со школьниками составляет 15 часов, к которым нужно тщательно подготовиться, так как провести шестичасовое занятие с группой хорошо подготовленных учащихся-олимпиадников из девятого, десятого и одиннадцатого классов – очень непростая задача, особенно если кредо руководителя занятий сформулировано перед учениками так: «На то мы и олимпиадники, чтобы решать сложные задачи!».
Ясно, что только очень глубоко понимающий физику специалист может объяснить сложные вопросы так, чтобы это «было понятно девятиклассникам и еще неизвестно одиннадцатиклассникам», и быть готов после шестичасового занятия еще отвечать (при этом, иногда час, а иногда и больше) на самые разные вопросы – как по изложенной теме, так и по другим разделам физики. Эта многолетняя титаническая работа Валерия Николаевича приносит свои плоды. Только в 2021/2022 учебном году школьники, посещающие «Школу В.Н. Капшая» получили 11 дипломов на заключительном этапе Республиканской олимпиады по учебному предмету «физика» (в том числе пять – первой степени, четыре – второй степени, два – третьей степени), восемь дипломов на Республиканской студенческой олимпиаде по теоретической механике (один – первой степени, четыре – второй степени, три – третьей степени) и семь наград на международных олимпиадах по физике (одна золотая, одна серебряная, три бронзовые, диплом за второе место и похвальный отзыв). Самые престижные из этих наград – две бронзовые медали и похвальный отзыв, полученные в один год на Международной физической олимпиаде IPhO 2022, – результат многолетней целенаправленной работы.
При этом Валерий Николаевич считает самым главным своим «олимпийским» достижением то, что многие его ученики (кандидаты наук А.Н. Годлевская, Ю.А. Гришечкин, А,А. Шамына, старший преподаватель Л.Д. Корсун, аспиранты А.И. Толкачев, А.В. Бужан, А.В. Павленко, А.А. Гришечкина, магистрант Е.А. Головин), перенимая его опыт, делясь друг с другом собственными методическими находками, успешно готовят школьников к интеллектуальным соревнованиям. А мы отметим, что и все перечисленные выше учителя в свои студенческие годы слушали лекции Валерия Николаевича по математической физике, и во многом переняли его подход и методы.
Поздравляя Валерия Николаевича, его педагогическую школу и учащихся с заслуженными наградами и желая им новых успехов, автор этих строк не может не высказать и слов досады в связи с тем, что абсолютное большинство победителей олимпиад, во многом доведенных до столь высокого уровня преподавателями факультета физики и информационных технологий, относятся к своим наставникам потребительски. Не без участия учителей и родителей эти успешные выпускники учреждений образования мотивированы к поступлению не на наш факультет, и даже не в вузы Республики Беларусь, а намерены получить высшее образование за пределами родной страны и применить свои знания и умения во благо другому государству. И такая мотивация уже стала системной, до такой степени, что некоторые учителя амбициозно и открыто, с гордостью, но, скажем прямо, непатриотично говорят: «Мои – в МФТИ!» Возникает вопрос: а нужно ли преподавателям университета столько времени и внимания уделять подготовке учащихся ради удовлетворения таких амбиций? Ведь можно на ситуацию посмотреть и с такой стороны: для школьников, желающих поступить в престижные зарубежные вузы, подготовка к олимпиадам является бесплатным репетиторством.
Может быть, лучше больше внимания уделить индивидуальной работе с теми способными студентами, которые поступили на факультет, не участвуя в олимпиадах, помочь им быстро пополнить знания по физике и математике, и из них подготовить будущих магистрантов и аспирантов, которые в своей стране станут специалистами высшей квалификации, и будут способствовать её развитию? Ведь, как мы убедились на опыте, такие наши аспиранты (научный работник – не обязательно бывший участник и победитель олимпиад) имеют самые широкие возможности для качественной подготовки, научного общения и стажировок, в том числе зарубежных, и часто успешнее тех, кто предпочел учиться в зарубежном вузе.
Годлевская А.Н.,
кандидат физико-математических наук, доцент,
председатель жюри областного и член жюри
заключительного этапа Республиканской олимпиады
по учебному предмету «физика»